Лекция 6
Тема 6. ПОДГОТОВКА РУКОПИСИ И ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
6.1. План-проспект, аннотация, оглавление
План-проспект – это документ об основных положениях содержания будущей работы (учебника, диссертации), принципах раскрытия темы, построении, соотношении объемов частей. Практически план-проспект – это оглавление будущего издания с реферативным раскрытием содержания глав и параграфов и указанием их объема в авторских листах или машинописных страницах.
В плане-проспекте должны найти отражение основные вопросы, входящие в учебную программу предлагаемого к изданию курса; в нем дается краткое содержание каждой структурной части книги и объем в авторских листах (страницах).
Структура плана-проспекта диссертации: введение; глава 1 (на основании анализа литературных данных); глава 2 – задачи, методы и организация исследования; глава 3 – результаты теоретического исследования, педагогического эксперимента (могут быть две главы или больше, если имеется большой фактический материал); выводы; практические рекомендации; список литературы; приложения. План-проспект научной работы может обсуждаться в соответствующей лаборатории научно-исследовательского института или вуза. План-проспект диссертации (кандидатской, докторской) обсуждается на кафедре (в лаборатории) и после утверждения служит руководством для диссертанта и научного руководителя (консультанта), а также для контроля на кафедре (в лаборатории).
Аннотация – это краткая характеристика содержания, целевого назначения издания, его читательского адреса, формы и других особенностей, не отраженных в выходных сведениях или на титульном листе.
Представляется автором вместе с планом-проспектом издания. В аннотации указываются самые существенные признаки содержания, отражающие научное и практическое содержание работы, ее новизну, отличия от других, близких по тематике;
Оглавление и содержание. Оглавление служит указателем рубрик произведения, выпускаемого отдельным изданием. Содержание является указателем произведений (статей, рассказов, повестей), опубликованных в издании. Оглавление и содержание – обязательные элементы справочного аппарата научных и методических работ. Оглавление или содержание помещают обычно в самом конце, перед выпускными данными, в начале работы его помещают тогда, когда автор считает необходимым ознакомить с ним читателя Перед чтением текста.
Резюме (от франц. resumer – излагать вкратце) – это краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада. Главное назначение резюме – дать читателю информацию, на основанщ которой он мог бы определить: читать или не читать работу.
Приложения представляют собой часть текста, имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы: размещаются в конце издания*
Предметный указатель содержит перечень основных тематических объектов (предметов), обсуждаемых или упоминаемых в тексте научного, методического или справочного издания. Автор отбирает необходимую информацию, заключенную в тексте, и представляет ее в виде определенных терминов или других обозначений предметов, их свойств и отношений. Основной структурный элемент предметного указателя – предметная рубрика, представляющая собой условное словосочетание, позволяющее идентифицировать определенный отрезок текста
6.2. Основные требования к рукописи и ее оформлению
Подготовленная в соответствии с планом-проспектом и договорными условиями рукопись научной (методической) работы представляется в издательство в двух экземплярах вместе с необходимыми документами.:
В числе требований важное место занимают композиция и унификация издания. Композиция издания – это последовательность расположения его составных частей: основного текста предтекстовых и затекстовых частей. Установлен определенный порядок расположения частей предтекстового аппарата и частей затекстового аппарата. Работу читателя с научным или методическим изданием во многом облегчает унификация его однотипных элементов: сокращений, условных обозначений, символов, выделений, цифр, системы нумерации, ссылок и т.д.
Рубрикация издания – система его взаимосвязанных рубрик (заголовков). Рубрики представляют собой части текста отделение одной части от другой, использование различных видов рубрик. Разделение текста рубриками на крупные и мелкие части должно соответствовать целевому назначению научной или методической работы.
Рубрикация текста учебного издания призвана наиболее четко отразить реализацию программного материала в учебнике, учебном пособии и др.
Абзац представляет собой отступ вправо в начале первой строки каждой части текста. Абзац используется для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения, и для более четкого выражения мыслей автора. Правильное разделение текста работы на абзацы облегчает ее чтение и осмысление. Абзацы одного раздела должны быть связаны друг с другом по смыслу.
6.4. Язык и стиль научной и методической работы
«Язык – система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления». Учитывая назначение научной и методической работ, язык и стиль, например диссертации и учебника, будут отличаться, и чем больше они будут соответствовать своему назначению, тем выше будет их эффективность. Это касается всех видов научных и методических работ. Язык этих работ должен быть доступен потребителю, пользователю информации (ученого, преподавателя вуза, учителя, тренера и других практических работников);
6.6. Представление табличного материала
Таблица – организованный в вертикальные колонки (графы) и горизонтальные строки словесно-цифровой материал, образующий своеобразную сетку, каждый элемент которой – составная часть и графы, и строки. На этом скрещении устанавливается графическая смысловая связь между понятием, объединяющим материал в строку, и понятием, объединяющим материал в графу. Таблица благодаря особенностям своей формы намного упрощает и ускоряет анализ того содержания, которое она передает читателю. Таблица может использоваться как специфический метод исследования различных явлений, предметов, процессов для их точной характеристики. Таблица – основной структурный элемент научной (особенно диссертационной) и методической работы. Все, что связано с табличным материалом, автор должен изучить досконально
6.7. Представление иллюстративного материала
Иллюстративный материал играет важную роль в научных и методических изданиях, он должен быть органически связан с текстом и помогать читателю лучше воспринимать суть содержания книги.
Иллюстрации должны быть пронумерованы, нумерация может быть сквозной для всех видов (поглавной, постатейной и т.д.) в соответствии с системой нумерации рубрик в издании. В тексте на иллюстрации делаются ссылки с указанием номера, под которым иллюстрации помещены в тексте, например: «(рис. 5)», «...как это видно на рис. 5 (из рис. 5)»,
Рисунок как нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь служит обобщающим термином в издании для представления многих видов иллюстраций. Технический рисунок используется тогда, когда нужно изобразить предметы такими, какими мы их зрительно воспринимаем, только без лишних подробностей. Это позволяет лучше понять содержание, выделить основные части изображения. Например, отдельные положения выполнения спортсменом соревновательного действия с выделением основных элементов техники; при описании тренажеров, используемых в физкультурно-спортивных занятиях.
График – чертеж, применяемый для наглядного геометрического изображения количественной зависимости различного рода явлений, например зависимости между силой и скоростью: по абсциссе – сила (кг), по ординате – скорость (раз/с); скоростью и дистанцией бега: по абсциссе – величина дистанции (м), по ординате – скорость (м/с). Графики используются для анализа и повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение между различными величинами, графическое изображение их зависимости. Различают диаграммы линейные, плоскостные и объемные.
Линейные диаграммы сходны с графиками, для их построения используется координатное поле. По оси абсцисс откладывается время или факториальные признаки (независимые), на оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или размеры результативного независимого признака. Вершины ординат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. Отличительная черта диаграммы – текстовые надписи, особенно для массовых изданий; для подготовленного читателя применяют цифровые обозначения с расшифровкой в подписи.
Чертеж представляет графическое изображение на плоскости геометрических образов (точек, линий, поверхностей, тел) и их совокупностей, выполненных чертами (линиями, штрихами). На чертеже изображаются изделия (спортивные снаряды, тренажеры, приборы, аппараты и т. п.) и их детали; сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, площадки для игровых видов спорта и т.д.).
Схема – это иллюстрация, с помощью условных графических средств и обозначений передающая устройство, взаимоотношение (связи) частей, структуру какого-либо объекта. На схему как на иллюстрацию распространяются все требования к иллюстративному материалу. В качестве иллюстраций в изданиях используются схемы общего назначения и технические.
Подпись к иллюстрации: это текст под иллюстрацией, определяющий ее тему, поясняющий ее содержание и связывающий ее номером с текстом, к которому она относится. Подпись не нужна, если иллюстрация единственная или изображение понятно читателю без слов из расположенного рядом текста. Состав подписи: условное название иллюстрации для ссылок «рис.»; порядковый номер арабскими цифрами без знака «№»; тема иллюстрации; пояснения к обозначениям частей (а, б) и деталей иллюстрации; примечания (расшифровка условных обозначений на иллюстрации). Сокращенный состав подписи может быть в тех случаях, когда пояснения есть в тексте, ради экономии места и др.
Фотография используется в изданиях как средство наглядности, достоверно отражающее действительность, широко применяется в работах научного и методического характера в области физической культуры и спорта, особенно в популярной литературе.
Нередко фотография служит не только иллюстрацией, но и научным документом (зафиксированное положение в спортивных соревнованиях и т. п.).
6.8. Библиографическое описание
Важной составной частью научной и методической работы является библиографическое описание – сведения о произведении печати или другом документе, которые дают возможность получить представление о его содержании, читательском назначении, объеме и т.п.
Выделяют два способа библиографического описания. В заголовке (заглавии) или под ним приводят имена индивидуальных авторов (одного, двух или трех): фамилию, затем инициалы. Под заглавием указываются фамилии и инициалы четырех и более авторов. Под заглавием также составляют библиографическое описание официальных материалов. В библиографическое описание входят также сведения об авторстве и выходные данные (место издания, наименование издательства или издательской организации, год издания). Указывается также количество страниц, сведения об иллюстрациях и др.
Библиографический список содержит библиографическое описание использованных и (или) рекомендованных источников и помещается в работе после заключения. Этот список выполняет две функции: справочно-поисковую и информационно-рекомендательную. В диссертационных работах в библиографический список включаются только те источники, на которые имеются ссылки в основном тексте. Библиографический список составляется по основным признакам: алфавитному, тематическому, хронологическому, по сочетанию различных признаков. В зависимости от характера издания основные источники могут быть отделены от дополнительных (например, в учебнике, учебном пособии).
6.9. Корректурные исправления
Для исправления корректурных оттисков, сверки напечатанного на пишущей машинке текста с рукописным вариантом, бумажного варианта – с компьютерным применяются стандартные корректурные знаки – условные обозначения, служащие для исправления ошибок и технических неправильностей. Корректурные знаки систематизированы в группы в зависимости от назначения.