Лекция 7

Тема 7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ

7.1. Произведения и авторское право

Продуктом научной и методической деятельности являются произведения – результат творческой работы, предполагающей создание нового, ранее неизвестного, оригинального. Произведения защищены авторским правом, которое является частью гражданского законодательства, регулирующего отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право распространяется на обнародованные и необнаро-дованные произведения, существующие в какой-либо объективной (материальной) форме.

Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания, никакой регистрации произведения или выполнения иных формальностей не требуется.

Использование произведений осуществляется главным образом путем опубликования, для научных и методических произведений это издание книг, брошюр, монографий, учебников и учебных пособий, статей в журналах и т. д. Существуют также неиздаваемые произведения (диссертации, научные отчеты, переводы научно-технических текстов, обзоров и т. п.). Опубликование входит в более широкое понятие – обнародование, которое делает произведение доступным для общего сведения любым способом

 

7.2. Рецензирование

Научная, методическая или другие виды литературы, представляемые к изданию, подвергаются рецензированию. Рецензия – критический разбор и оценка, отзыв на рукописи произведений перед их публикацией или после выхода их в свет, перед защитой диссертации. Для рецензирования и подготовки отзыва на диссертацию назначаются оппоненты (от лат. opponents – возражающий), которые выступают при защите диссертации: кандидатской – два оппонента, докторской – три; кроме того, на диссертацию дается отзыв ведущей организации. Методические работы на первом этапе проходят рецензирование в своем коллективе (кафедры, лаборатории), а затем – внешнее рецензирование. При представлении рукописи в издательство необходимо приложить две рецензии («внутреннюю» и «внешнюю»).

В свою очередь издательство по ходатайству учебного заведения может направить рукопись учебника, учебного пособия на заключение в учебно-методическое объединение (УМО) по соответствующей специальности, где проводится экспертиза на предмет присвоения изданию грифа «Учебник» или «Учебное пособие». Если рукопись претендует на гриф Минобразования РФ, та она предварительно тоже направляется на заключение в УМО.

При подготовке отзыва официальный оппонент изучает диссертацию, автореферат и опубликованные научные работы соискателя ученой степени по теме диссертации.

Для подготовки отзыва ведущей организации на диссертацию диссертационный совет назначает организации, широко известные своими научными достижениями в соответствующей отрасли науки. В отзыве ведущей организации отражаются вопросы, изложенные выше.

 

7.3. Критерии качества научно-методических работ

Научно-методическая подготовка студентов и осуществляющих ее преподавателей во многом зависит от качества проводимых научных и методических работ. Каждый вид научных и методических работ в зависимости от их предназначения в системе профессионального физкультурного образования отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д. В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разработаны критерии, по которым производится их оценка.

Наиболее полно такие критерии разработаны в отношении научных работ, качества диссертационных работ, научных исследований в области педагогических наук, к которым относится теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направлены на создание теории обучения и воспитания, теории содержания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания. Прикладные исследования решают вопросы, связанные с практикой, их назначение – давать научные средства для решения этих вопросов. Разработки содержат конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике влиянием на развитие теории и практики, перспективой для развития прикладных исследований. Качество прикладных исследований и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения, воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать их для преобразования действительности. В равной мере это относится и к научным работам в области физической культуры, спорта, физического воспитания

 

7.4. Проблема, тема, актуальность, объект и предмет исследования

Проблема исследования. На начальном этапе работы основное внимание сосредоточено на определении проблемы исследования. Важную роль здесь играют запросы практики, которые служат стимулом для применения научных средств решения практической задачи. Проблемы возникают на основе противоречий в сфере физического воспитания и спорта, от разрешения которых зависит прогресс научного познания и практики, например в оздоровлении и повышении физических кондиций учащейся молодежи, успехов в рекордном спорте и т. п. Не все противоречия в практике могут быть устранены средствами науки, например материально-техническое обеспечение подготовки квалифицированных спортсменов и т. п. Наука создает предпосылки и показывает способы разрешения противоречий в практике.

Тема исследования. Проблема находит отражение в теме исследования, которая предопределяет весь ход дальнейшей работы, она должна отражать движение от накопленного наукой к новому и в какой-то мере – столкновение старого с новым. В формулировке темы должны просматриваться актуальность и то новое, что заключено в содержании, результатах и выводах

Актуальность исследования. В число характеристик исследования входят его актуальность, обоснование необходимости и своевременности вопроса, почему данную проблему надо изучать, значение этого для дальнейшего развития теории и практики физического воспитания, спорта, оздоровительной, адаптивной и рекреативной физической культуры.

Различают актуальность научного направления в целом, с одной стороны, и актуальность самой темы внутри этого направления – с другой. В педагогических исследованиях, к которым относятся исследования в области физического воспитания и спорта, различают также практическую и научную актуальность темы. Доказательство актуальности темы – более сложный процесс: надо убедительно показать, что именно выбранная тема должна быть исследована в данный момент.

Объект и предмет исследования. Для успешной подготовки научной или методической работы ее автору из всего многообразия объекта – физического воспитания и спорта – необходимо выделить то, на что направлено его внимание и в чем он хочет получить конкретные результаты. Применительно к научной и методической работе объект – это явление или процесс, избранный для изучения, предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Неправильный выбор объекта или предмета исследования может привести к ошибкам теоретического и практического характера. Возможна несогласованность между объектом и предметом исследования: объект определяется в области педагогики, а предмет – в области психологии.

В физическом воспитании и спорте часто в качестве объекта | рассматриваются дошкольники, школьники, юные и квалифицированные спортсмены, студенты. Эти категории людей выступают объектами в практической педагогической деятельности, в научной педагогической деятельности объектами будут педагогический факт, процесс, явление.

Ниже приводятся примеры формулирования объекта и предмета исследования.

Тема: «Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе» (диссертация А.П.Золотарева); объект исследования: «Многолетняя подготовка спортивного резерва в футболе»; предмет исследования: «Методология и технология построения структуры и содержания многолетней подготовки юных футболистов».

 

7.5. Цель и задачи исследования

Цель и задачи исследования служат непосредственными характеристиками научно-исследовательской деятельности, это центральный момент исследовательской работы. Цель исследования – представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы. Цель устанавливается на основе сформулированной проблемы, объекта и предмета исследования. Цель разукрупняется на подцели – ряд частых исследовательских задач, которые должны дать представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Цель и задачи позволяют определить логику, основные шаги, ведущие к разрешению проблемы и достижению результатов работы. Наиболее полно вопросы цели и задач прослеживаются в диссертационных работах

Ниже приводятся формулировки цели и задач исследования в диссертациях по специальности 13.00.04.

Соколик И.Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности.

Цель – разработка методологических, организационных и методических основ диагностики спортивной одаренности (на примере ряда циклических видов спорта).

Задачи: 1. Проанализировать по данным литературы состояние проблемы организации и методики спортивной одаренности. 2. Усовершенствовать организационную модель типового центра спортивного отбора, включая создание образцов автоматизированных систем для диагностики спортивной одаренности. 3. Разработать методологические принципы диагноза спортивной одаренности по данным интегративной конституции спортсменов, включающей частные морфологическую, физиологическую и психологическую конституции. 4. Изучить конституциональные характеристики родителей спортсменов и определить величины наследуемости первичных маркеров спортивной одаренности. 5. Разработать многомерные модели спортивной одаренности как основы методов прогноза дефинитивного уровня достижений юных спортсменов.

 

7.6. Гипотеза исследования и положения для зашиты

Гипотеза – научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Гипотеза как метод развития научного знания заключается в выдвижении предположения, экспериментальной проверке, которая или подтверждает гипотезу и она становится фактом, теорией, или опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д. Задача исследователя состоит в том, чтобы показать, что не ясно в объекте, что нужно доказать. То, что всем очевидно и не требует доказательств, – не является гипотезой. Гипотеза и оценивается по тому, надо или не надо ее доказывать. В процессе проведения исследования гипотеза уточняется и дополняется, это нормальное явление.

Показателем качества работы служат положения, выносимые на защиту, которые по отношению к гипотезе содержат преобразованный фрагмент того, что не очевидно, что нуждается в защите.

Положения для защиты целесообразно формулировать по типу целей – укрупненными конструкциями, например, на защиту выносятся: принципы; требования; обоснование чего-либо; условия, группы условий (дидактические, организационные); содержание (средств, методов, спортивной тренировки или ее компонентов); критерии эффективности (физической тренировки, пред-соревновательной подготовки); модель и т. д.

Анализ многочисленных диссертаций по проблемам физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры показывает, что вопросам формулирования гипотез и защищаемых положений не уделяется должного внимания, о чем свидетельствует большое разнообразие подходов, вариантов и способов их выражения. Ниже приводится наиболее типичное формулирование гипотез исследования и положений, выносимых на защиту.

Шулика Ю.А. Многолетняя технико-тактическая подготовка борцов.

Гипотеза: известно, что классификации в любой отрасли человеческой деятельности выполняют фундаментальную задачу. Наличие большого числа классификаций в спортивной борьбе свидетельствует об их субъективной основе и как следствие – о возможности допущения в методике подготовки борцов определенных ошибок. Это дает основание полагать, что создание объективной классификации технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим критериям позволит сформировать интегральную технико-тактическую модель борца и на этой основе – методологию его многолетней подготовки от планирования до педагогического контроля.

Защищаемые положения: 1. Единая классификация технических действий в спортивной борьбе, разработанная на основе учета биомеханических признаков, является теоретическим фундаментом в методологии многолетней технико-тактической подготовки борцов и позволяет решать все связанные с ней задачи. Формализованные модели приемов настоящей классификации являются ориентировочной основой в овладении техническими действиями при моделировании вариантов техники борьбы и позволяют за счет подобия структур использовать алгоритмизированные рекомендации с различной степенью приближения.

2.Классификация тактических действий в спортивной борьбе позволяет оптимизировать тактическую подготовку на базовом и индивидуализированном уровнях.

3.Интегральная технико-тактическая модель борца, основанная на данных вышеназванных классификаций, позволяет оптимизировать планирование и методику осуществления многолетней технико-тактической подготовки борцов.

4.Частные методики поэтапного обучения, основанные на биомеханических исследованиях, являются весомым резервом в повышении качества технико-тактической подготовки.

5.Методика корригирующего педагогического контроля обеспечивает приближение технических арсеналов борцов к матрице интегральной технико-тактической модели, способствует формированию технико-тактических комплексов с высокой степенью надежности.

 

7.7. Новизна исследования

При завершении научной и методической работы подводят итоги и определяют главное: какое ново?" знание получено и каково его значение для науки и практику

Новизна исследования может быть представлена двумя способами: первый – описание новизны, второй – ее содержательное изложение.

При оценке новизны используются три основные характеристики: вид результата; уровень новизны результата; содержательное изложение (описание) результата. Выделяют два вида результата: теоретические знания (новые концепции, закономерности, методические рекомендации, правила и т.д.); эмпирические (факты, данные измерений, наблюдений и т. п.). Выделяют три уровня новизны: конкретизации, дополнения, преобразования. При описании результата, например, диссертационного исследования ориентируются на «классификационные признаки диссертации» [9]: 1 – результаты являются новыми; 2 – отдельные результаты не новы; 3 – значительная часть результатов не нова

 

7.8. Теоретическая и практическая значимость исследования

Оценка качества исследования по критериям теоретической и практической значимости относится прежде всего к уже завершенной работе. Среди многих критериев качества научных работ оценка теоретической и практической значимости занимает ведущее место.

В оценке теоретической значимости исследования авторы выделяют три уровня:

·       общепедагогический, его имеют фундаментальные исследования, они приводят к переоценке важнейших концепций, фундаментальных понятий, изменению точек зрения на кардинальные вопросы педагогики;

·       общепроблемный уровень, его имеют исследования, результаты которых изменяют существующие теоретические представления по отдельным проблемам или по ряду проблем в рамках конкретных областей педагогики;

·       частнопроблемный уровень, его имеют исследования, результаты которых изменяют теоретические представления по отдельным частным вопросам в общей проблеме.

·       Теоретическая значимость интегральный характер имеет потому, что в ней находят отражение новизна, перспективность, концептуальность, доказательность, но не в простом перечислении, описании: должен быть анализ влияния полученных результатов на теорию и практику. С учетом этого теоретическую значимость оценивают как очень высокую, удовлетворительную и низкую:

·       очень высокая: результаты обосновывают совершенно новые теоретические подходы, концепции, целостную теорию; принципы применения теоретических положений на практике; открываются новые направления в данной области, перспективы для прикладных исследований;

·       высокая: результаты дополняют, вносят новые элементы в существующие концепции, подходы в области обучения и воспитания; разработана теория и определены принципы ее применения на практике; открываются перспективы для прикладных работ в этой области;

·       удовлетворительная: результаты уточняют и конкретизируют отдельные положения в дидактике, теории воспитания; выдвинуты отдельные теоретические положения; открываются перспективы для решения отдельных частных вопросов в пределах данной области, темы, проблемы;

·       низкая: результаты повторяют существующие теоретические положения в данной области без уточнений и дополнений; научная концепция не сформулирована, дана без всякого обоснования; перспективы для дальнейших работ нет.

В оценке практической значимости исследования авторы выделяют четыре уровня:

·        значимость очень высокая: результаты исследования значимы для всей области дидактики, теории воспитания и других областей; в результатах заинтересованы очень широкие круги потребителей; результаты готовы к употреблению в виде нормативных материалов, программ, учебников, учебных пособий, методических разработок;

·        значимость высокая: результаты значимы для решения общеметодических вопросов в пределах данного курса, области; в результатах заинтересованы широкие круги потребителей; внедрение целесообразно, результаты готовы к внедрению;

·        значимость удовлетворительная: результаты важны для решения частнометодических вопросов отдельных дисциплин, приемов и методов воспитания; в результатах заинтересованы широкие круги потребителей; внедрение целесообразно, результаты в основном готовы к внедрению, разработаны методические рекомендации;

·        значимость низкая: результаты важны для решения частно-методических вопросов, второстепенных для практики; в результатах заинтересован узкий круг лиц, для большинства потребителей они не представляют интереса; внедрение нецелесообразно, результаты не готовы к внедрению.

 

7.9. Внедрение в практику результатов научной и методической деятельности

Вся многообразная «оценка обществом» результатов научной и методической деятельности осуществляется по критерию «внедрения в практику», т. е. признанию полезности и значимости в различных сферах физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Формы внедрения крупным планом можно представить следующим образом.

Публикации. Имеют значение вид публикации, уровень издания, тираж.

Научные издания: монографии, статьи в периодических центральных изданиях; сборники научных трудов, материалов научных конгрессов, научно-практических конференций; научно-популярные книги.

Учебные издания: учебные программы для профессионального физкультурного образования – федерального, регионального и вузовского уровней; программы по физической культуре и спорту для общеобразовательной школы, высших и средних учебных заведений (по учебной и внеклассной работе); программы для ДЮСШ, ДЮКФП, СДЮШОР и др.; учебники и учебные пособия: с грифом Минобразования России или УМО (учебно-методического объединения) по конкретной специальности, регионального, вузовского уровней; учебные пособия для школьных учителей физической культуры и учебники по физической культуре для учащихся IXI классов (начальной, основной, средней школы); учебных пособий для тренеров спортивных школ по видам спорта.

Официальные документы: концепции физического воспитания и спортивной подготовки учащейся молодежи; положение о физическом воспитании в школе, различные инструкции; комплексные целевые программы для подготовки кандидатов в сборные команды страны к Олимпийским играм, чемпионатам мира и Европы; методические письма и рекомендации для спортсменов высших разрядов, молодежных и юношеских сборных команд по видам спорта.

Акты внедрения: свидетельством эффективности применения результатов исследования в практике физического воспитания и спорта служит «Акт внедрения», который выдается после апробации в соответствующей организации результатов НИР, например комплексной научной группы (КНГ), автора докторской или кандидатской диссертации. Форма этого документа может быть различной, но обязательно четко обозначается, что внедрялось и какой положительный эффект получен в результате внедрения