Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка



Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка

   


 Расчетно-кассовое обслуживание клиентов банка                          

Расчетно-кассовое обслуживание представляет собой совокупность операций по ведению счетов юридических и физических лиц, а также осуществлению расчетов по поручению последних.

В связи с тем, что для юридических лиц хранение средств в коммерческих банках является обязательным условием их деятельности, функция расчетно-кассового обслуживания становится одной из приоритетных в деятельности коммерческого банка, который за  интересован в привлечении юридических лиц на расчетно-кассовое обслуживание. Это связано, в первую очередь, с тем, что деньги, находящиеся на банковском счете, являются одним из источников формирования ресурсной базы банка, используемой им для осуществления активных операций. Во-вторых, расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц способствует росту непроцентных, в частности комиссионных, доходов. В-третьих, важно отметить, что при высоком уровне качества оказываемых услуг предприятие, а также его сотрудники начинают пользоваться прочими банковскими услугами данного банка. Однако предоставление коммерческим банком услуг расчетно-кассового обслуживания обязывает банк обеспечивать высокое качество услуг: е, экономично и надежно.

Кассовые операции – это операции, выполняемые банками, связанные с приемом, выдачей и пересчетом денежной наличности. В результате их проведения банки осуществляют прием наличности от своих клиентов – юридических и физических лиц – с целью зачисления на их счета.

Для проведения кассовых операций кредитные организации создают кассовый узел, оборудованный в соответствии с требованиями к устройству и технической укрепленности, разработанными Банком России.

В состав кассового узла входят:

– хранилище ценностей;

– операционные кассы (приходные, расходные, приходно-расходные, вечерние кассы, кассы пересчета);

– помещение по приему (выдаче) денег;

– кладовая или сейфовая комната;

– другие помещения, необходимые для выполнения кассовых

операций.

Кассовая наличность – банкноты и монеты, хранящиеся в кассе и сейфах банка и обеспечивающие его повседневную потребность в деньгах для наличных выплат.

При этом банк должен иметь запас купюр и монет разного достоинства, чтобы удовлетворить требования клиентов.

Факторы, влияющие на величину запаса наличных денег:

1. Внутридневной оборот;

2. Сезонные факторы (рост спроса на наличные деньги в преддверии праздников, в разгар курортного сезона и т. п.);

3. Территориальное расположение банка.

Для обеспечения своевременной выдачи наличных денег с банковских счетов организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовой формы и физических лиц – ИП, а также со счетов по вкладам граждан кредитным организациям устанавливается сумма минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня. Фактический остаток денег в кассе не должен быть ниже установленного.

Определение лимита остатка наличных денег зависит от того, на получение или выдачу денежных средств работает юридическое лицо. Расчет лимита осуществляется в соответствии с указанием Банка России № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 г.:

. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо учитывает объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное

юридическое лицо – ожидаемый объем поступлений наличных денег

за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле.

 

L=R/P*Nc

где L – лимит остатка наличных денег в рублях; R – объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях; P – расчетный период, определяемый юридическим лицом, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях; Nc – период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, рабочих дней. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица в населенном пункте, где отсутствует банк, – 14 рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы Nc определяется после прекращения действия непреодолимой силы.

Процесс открытия, переоформления и закрытия банковского счета

регулируется гл. 45 ГК РФ, Инструкцией Банка России 153-И. Для открытия банковского счет а клиент представляет в коммерческий банк следующие документы:

– заявление на открытие счета;

– для юридических лиц: нотариально заверенные копии устава,

учредительного договора, свидетельства о регистрации предприятия,

приказа о назначении главного бухгалтера;

– карточки с образцами подписей и оттиска печати: причем право первой подписи принадлежит руководителю предприятия или его заместителю, право второй – главному бухгалтеру;

– для физических лиц: паспорт.

Открытие счета происходит на основании договора о расчетно-кассовом обслуживании, заключаемом между коммерческим банком и его клиентом. В соответствии с заключенным договором банк берет на себя обязательства:

– по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию (открытие и ведение расчетного, текущего и других счетов клиента, проведение безналичных расчетов, выполнение операций с наличными деньгами, выдача денежных и расчетных чековых книжек, выписок из лицевых счетов и др.);

– по обеспечению сохранности всех денежных средств;

– по обеспечению банковской тайны о счетах и операциях клиента.

В большинстве случаев расчетно-кассовое обслуживание осуществляется коммерческими банками платно, стоимость устанавливается банком самостоятельно, исходя из рыночных принципов деятельности. Стоимость обслуживания банковского счета и сопутствующих банковских услуг прописывается в договоре или предусматривается на правах публичной оферты.

Переоформление банковского счет а происходит в случае реорганизации его владельца (для юридических лиц). Для осуществления данной операции в банк представляются те же документы, что и при открытии счета, а на основании заявления старый счет закрывается, а новый открывается.

Прекращение договорных отношений осуществляется в два этапа:

– расторжение договора;

– закрытие счета.

Счет может быть закрыт при признании его владельца банкротом, а также в случае принятия решения о запрете деятельности данного субъекта хозяйствования и в других случаях.

В случае закрытия счета с целью перехода на расчетное обслуживание в другой коммерческий банк необходимо поставить об этом в известность предыдущий банк. В этом случае на основе заявления клиента (с указанием реквизитов) на новый счет перечисляются остатки средств по закрываемым счетам, передаются документы по открытию расчетного счета, неоплаченные документы.

Статья 855 ГК РФ определяет очередность списания денежных средств со счета клиента в случае недостаточности остатка (в противном случае – очередность календарная):

1) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

2) по исполнительным документам, предусматривающим выплату выходных пособий и оплату труда с лицами, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

3) по платежным документам, предусматривающим оплату труда, поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты, поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов во внебюджетные фонды;

4) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

5) по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Статья 860 ГК РФ, а также Инструкция 153-И Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных cчетов» дают полный перечень видов банковских счетов. Коммерческие банки могут открывать следующие счета:

– текущие;

– расчетные;

– бюджетные;

– корреспондентские;

– корреспондентские субсчета;

– счета доверительного управления;

– специальные банковские счета;

– депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов;

– счета по вкладам (депозитам).

Текущие счет а открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Расчетные счет а открываются лицам для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью, а также некоммерческим организациям для реализации целей их деятельности.

Бюджетные счет а – юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов.

Корреспондентские счет а (субсчет а) – кредитным организациям (их филиалам).

Счет а доверительного управления – доверительному управляющему для операций доверительного управления.

Специальные банковские счет а различаются:

– на банковского платежного агента;

– банковского платежного субагента;

– платежного агента;

– поставщика;

– торговый банковский счет;

– клиринговый банковский счет;

– счет гарантийного фонда платежной системы;

– номинальный счет;

– счет эскроу;

– залоговый счет;

– специальный банковский счет должника.

Открываются лицам для осуществления ими особых операций.

Перечень данных операций представлен в ст. 860.1–860.10 ГК РФ.

Счет а по вкладам открываются лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов