Реформы 60-70-х годов XIX в. Народы Северного Кавказа во время русско-турецкой войны (1877-1878)

Земельная реформа.

Важной особенностью земельной реформы на Северном Кавказе было то, что она проводилась поэтапно. Царское правительство хотело, с одной стороны, сохранить классовую солидарность с местной феодальной верхушкой (и в особенности с теми из них, кто поддерживал Россию), но, с другой - оно также хотело завоевать симпатии горских крестьян, официально поддерживая их естественное стремление к освобождению от крепостнической зависимости.

Проводя земельную реформу, царское правительство преследовало также цель создать казенный земельный фонд из «свободных земель». Вместе с этим, желая притупить остроту назревающего социального конфликта, не допустить открытого выступления вдвойне угнетенного горского крестьянства, царская администрация заигрывала с горским крестьянством, давая им многообещающие заверения

Так, еще в 40-х и 50-х годах XIX в. главнокомандующие и намест­ники Кавказа и местная администрация принимали, исходя из военного времени, различные меры, направленные на «успокоение» края. С этой целью были образованы комиссии Осетинского и Чеченского округов и Кабардинский и Кумыкский комитеты. Комиссия Чеченского округа составила проект размежевания Надтеречного наибства. Осетинская комиссия поддержала требования тагаурских старшин о признании за ними феодальных прав. Старшин стали именовать алдарами. Некоторые крестьянские воры разных аулов были переселены на равнину. Во всех обществах правительство признавало феодальные пра­ва старшин над крестьянами. Но впоследствии правительство отказалось от этой исходной позиции, признав ее ошибочной.

В 1853-1856 гг. в Осетии была проведена частичная реформа позе­мельных отношений. В ходе размежевания алдары получили наделы из расчета 225 дес. на двор, а крестьяне - 37 дес. Причем наделение зем­лею крестьян затянулось на многие годы.

3емельные комитеты. Комиссии не решили земельный вопрос ни в Чечне, ни в Кабарде, ни в Осетии, и впоследствии они были упразднены.  Взамен их был создан новый «комитет для разбора личных и поземельных прав туземцев левого крыла Кавказской линию» под председательством Граммотина.

Комитет занимался главным образом разбором сословных прав и привилегий горской знати. Для крестьян было сделано очень мало. В 1861 г. кн. Орбелиани разработал новый проект земельной рефор­мы, который он изложил в своем «отзыве» на имя военного министра. При выработке проектов земельных реформ наиболее сложным и спор­ным оказался вопрос о том, какую систему землевладения принять за основу: общинную или частнособственническую? По мнению кн. Орбелиани, сельская община имела то преимущество, что она препятствовала пролетаризации крестьянства; частная же собственность могла содейст­вовать более совершенному развитию сельского хозяйства. Орбелиани предлагал закрепить за князьями и дворянами определенные земли на правах частной собственности, но с условием, чтобы они не предъявляли никаких претензий на другие земли, а равным образом и земли лиц, ко­торых они считали своими вассалами-крепостными. Орбелиани предлагал сочетать общинную форму землевладения с частной. Этот проект в Петербурге получил одобрение.

В связи с одобрением проекта реформы, представленного кн. Орбелиа­ни, все окружные комитеты и комиссии, учрежденные в разное время, были упразднены. В мае 1863 г. была создана общая для Терской обла­сти комиссия по разбору личных и поземельных прав, на которую воз­лагалась задача выяснения сословных и поземельных прав горского на­селения Терской области. В связи со сложностью предстоящих разре­шению вопросов, разбросанности разноплеменного населения на огромной территории и своеобразия социальных отношений и землеполь­зования у разных народов в каждом округе были созданы отделы комис­сии в составе 1-2 членов из этой комиссии. Таким образом, были обра­зованы отделы: Кумыкский в с. Хасавюрт, Чеченский в Грозном, Осе­тинский во Владикавказе и Кабардинский в слободе Нальчик. Результа­ты работы этих отделов рассматривались в комиссии, которая и выносила окончательное решение. Комиссия действовала под председа­тельством кабардинца Д. С. Код­зокова.

Первый шаг к реформе на Тереке ознаменовался Положением об уп­равлении Терской областью от 29 мая 1862 г. о введении нового терри­ториального деления на округа и отделы. 29 августа 1863 г. был про­возглашен акт о введении в Кабарде общинного права владения землей. В этом акте феодалы соглашались пользоваться землей на основе общин­ного права. Заявив об этом, они рас­считывали по-прежнему получать феодальные повинности с крестьян, остаться распорядителями, короче говоря, сохранить за собой большинство владельческих прав. Кроме того, кабардинские князья и дворяне просили закрепить за ними земли, ле­жащие между реками Золкой и Этоко, и выдать им план или акт на эти земли.

Правительственный акт от 29 августа 1863 г. Для царского правительства акт от 29 августа 1863 г. был удачным маневром. Акт позволил правительству ускорить введение государственных податей и освобождение крепостных с наделением их землей; одновременно он давал возможность награждать землями пред­ставителей кабардинской знати, находившихся на государственной служ­бе.

Правительство намеревалось поступить так же с балкарскими и осе­тинскими феодалами, однако последние решительно отказались от этого. Там, где подписания акта не удавалось достичь мирным способом, власти вводили общинное землепользование административным путем. Разуме­ется, акт от 29 августа 1863 г. был составлен под определенным нажи­мом со стороны областной и окружной администрации. Под давлением комиссии осетинские и балкарские депутаты заявили, что они для единства тагаурского общества и для прекращения между ними сослов­ной вражды согласны считать землю общим достоянием всех тагаурских сословий и владеть ею на общинном праве. Комиссия для урегулирования взаимоотношений отдельных сословий осетин признала необходимым ввести и в Осетии общинное владение землей. С мнением комиссии согласился главнокомандующий Кавказской армией вел. кн. Михаил Николаевич. Из Тифлиса пришло распоряжение: «Всю плоскостную землю Тагаурского общества распре­делить в надел аульского общества». Алдарское сословие включалось в число обывателей, получивших на двор 40 дес. земли. Алдары могли пользоваться общинной землей наравне со всеми. Те алдары, которые не соглашались на это, получали земли в Кубанской области в количе­стве до 300 дес. на двор. Но введению общинного владения землей ме­шало разрозненное расположение аулов. Было признано необходимым укрупнить аулы. В Куртатинском обществе из трех селений было образо­вано два: Кадгарон (для христиан) и Ногкау (для мусульман). В Ала­тирском обществе оставалось два селения - Ардонское и Салугардан­ское.

Царское правительство уделяло особое внимание выселению чеченцев и ингушей с гор на равнину, а также укрупнению кабардинских насе­ленных пунктов. Кроме всего, это облегчало царизму полицейский над­зор над местным населением. Население Кабарды, ранее составлявшее 116 мелких сел, было объединено в 1865 г. в 39 селений, которым было отведено в надел более 300 тыс. дес. земли на общинном владении. Норма подворного надела устанавливалась в 36 дес. Но фактически 70% крестьянского надела составляли неудобные для обработки земли.

Малоземелье вызывало многочисленные жалобы сельских обществ.

Так, например, в прошении доверенных от общества с. Мисостово гово­рилось: «В нашем селении 200 дворов с населением 1976 душ обоего пола, так что пахотной земли приходится на душу менее чем по одной с чет­вертью десятины. На таком количестве обеспечить семейство довольно трудно».

Председатель сословно-поземельной комиссии Кодзоков не был согласен с проектом кавказского наместника о наделе князей и дворян особыми земельными участками.

В обязанность Чеченского отдела поземельной комиссии, работав­шей в 1864-1869 г.г., входило определить количество земли в округе, выяснить формы землевладения и поземельные права и провести размежевание земли. Комиссия доказала, что к началу 60-х годов владения чеченских крестьян «значительно изменились» и к 1858 г. приходилось менее 10 дес. на двор.

Размежевание земель. В 1863-1864 гг. было проведено размежева­ние земли в Надтеречном наибстве Чечни. Здесь 13 селениям была раз­межевана земля в общинное владение 3343 дворам из расчета от 28 до 34 дес. на двор. Кроме того, в наибстве были размежеваны пожалован­ные в частную собственность 5 семьям кабардинских и кумыкских феодалов более 19 тыс. дес. земли (Таймазовым - 6551 дес., Бекович-Черкасским - 6312, Алхасовым - 2800, Турловым - 2001, Эльдаровым ­1400 дес.).

Царское правительство не признало за чеченской и ингушской знатью права, мотивируя это тем, что в Чечне и Ингушетии не было оформившейся феодальной знати. Но образовало институт частной поземельной собственности путем высочайших пожалований за личные заслуги царским офицерам и другим частным лицам, оказавшим царским властям те или иные услуги.

В 1866 г. в плоскостной Ингушетии было проведено размежевание земель. Еще в 1860 г. наместником Кавказа кн. Барятинским Назранов­скому обществу, состоящему из 15 аулов, был указан надел земли в Назрановском участке из 62 807 дес., на котором расположено 15 аулов (3715 дворов), кроме этого, при распределении земель к названному обществу были отнесены еще 4 аула. Лишь в 1876 г. в 37 плоскостных аулах Чечни было проведено размежевание земли. Средний надел составлял от 15,5 до 27 дес. на двор 23. Таким образом, земельная реформа в Чечне и Ингушетии затянулась на десятки лет.

В горной Чечне - Аргунском, Ичкеринском и Нагорном округах - ­и в Горском участке Ингушского округа земельная реформа так и но была проведена до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., хотя все эти десятилетия постоянно работали всевозможные комиссии.

В Кумыкском округе с 1860 по 1867 Г. работала сословно-поземель­ная комиссия, которая на первом этапе, разобрала земельные споры между ними и определила их личные права. Второй этап подготовки был посвя­щен решению Крестьянского земельного вопроса. Вокруг этого разверну­лась острая борьба между князьями и крестьянами. Вначале князья от­казались наделить крестьян землей. Однако царские власти, опасаясь дальнейшего обострения борьбы крестьян против феодалов, склонили князей к наделению крестьян землей, как это было сделано и в других районах.

Крестьяне потребовали для себя. 2/3 феодальной земли, феодалы решили уступить крестьянам 1/3 всей земли, царские власти предложили компромиссный проект, по которому 3/5 земли предоставить крестьянам без выкупа, а 2/5 оставить за владетелями. В 1865 г. под давлением админи­страции феодалы согласились предоставить половину земли народу без­возмездно.

Подготовительная работа завершилась утверждением Александром II «Правил» раздела земли между феодалами и крестьянами Кумысного округа. Было решено выделить крестьянам половину владельческой зем­ли без выкупа. На основе «Правит» сословно-поземельная комиссия при­ступила к проведению земельной реформы. Перед разделом  земель были установлены внешние границы округа, окончательно решены споры между самими владельцами. К межеванию земли, которое продолжалось до 1870 г., комиссия  приступила в 1865 г.

Размежевание владельческих земель от сельских было закончено к 1870 г. В результате крестьяне ряда селений лишились выгонов, водо­поев, канав. Имелись слу­чаи, когда целые аулы насильственно переселялись на новые места с земли, оставлявшейся феодалам. Были лишены права на надел те из чеченцев и дагестанских горцев, которые переселились в Кумыкский округ после 1859 г., а также 199 дворов горских евреев. Размежевание земель между сельскими обществами фактически не было проведено, им были указаны лишь временные границы. Проект распределения зе­мель между сельскими обществами Кумыкского округа так и не был официально утвержден. В отличие от Кумыкского округа во владениях mамхала, мехтулин­ского хана не было проведено размежевание крестьянских земель от феодальных. Размер наделенной земли не был определен, исключая При­сулакское наибство. Земли официально не были за ними закреплены.

В основу земельной реформы в Кубанской области были положены те же принципы, что лежали в основе проведения реформы в Терской области.

В июне 1861 г. командующий войсками Кубанской и Терской облас­тей генерал-адъютант гр. Евдокимов обнародовал «Положение об устрой­стве поземельного быта горских племен Кубанской области». В нем намечалось наделение крупных феодалов большими земельными латифундиями в индивидуальное потомственное пользова­ние, остальных дворян - от 100 до 200 дес. в фамильное пользование, а крестьян-общинников - по 7 дес. на душу мужского пола на правах общинного владения. Однако в нем не предусматривалось наделение зем­лей холопов и крепостных крестьян; считалось, что «они должны были пользоваться землями из участков своих господ».

Реформа была начата с наделения землей крупных феодалов ногай­ского и абазинского народов Верхне- и Нижне-:Кубанских приставств, активно содействовавших осуществлению внутренней политики царизма.

Составной частью земельной реформы в Кубанской области было ее заселение переселенцами. Весной 1862 г. гр. Евдокимов подготовил новый проект «Положения о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России». В нем предполагалось отвести казакам по 20 дес. на душу м. п., а норма надела горцев сокращалась до 4-5 дес.

В течение 1862-1863 гг. в Урупском и Зеленчукском округах было отмежевано «лицам первой категории» 27 участков в количестве 55936 дес. Одновременно началось наделение землей дворянских фамилий, представители которых служили в различных военно-административных управлениях края. Однако до горского крестьянства в эти годы очередь так и не дошла. В отношении карачаевцев, больше всех страдавших от безземелья, царская администрация ограничилась только «Даро­ванием» почти непригодных земель.

«Положение» 19 февраля 1861 г. было также распространено и на Северо-Западный Кавказ, в частности на адыгейцев. Учитывая предстоя­щую отмену крепостного права, правительство сочло возможным не­сколько увеличить земельный фонд «лицам третьей категории», а также наделить крепостных крестьян земельными участками.

7 ноября 1867 г. Кавказский земельный комитет (образован в февра­ле 1866 г. в Тифлисе) вынес решение о продолжении работы по наделе­нию землей русского и горского населения Кубанской области. В результате съемочных и топографических работ, проведенных в течение 1867­1870 ГГ., в Екатеринодарском отделе были отмежеваны 30 крупным царским военным сановникам около 80 тыс. дес., в том числе гр. Евдокимову более 10,5 тыс. дес., генерал-лейтенанту Карцову - более 7,5 тыс. дее. Девяти русским станицам и селам были отмежеваны 60 363 дес. Часть адыгских аулов получила землю в общинное владение.

В Майкопском отделе 153 русским военным деятелям было отмежева­но более 100 тыс. дес., горской феодальной знати - около 35 тыс. дес. земли. Были отмежеваны земли и станицам; 4695 семействам, переселив­шимся в Закубанье, было отведено 1 002 038 дес.

В Баталпашинском отделе большие земельные латифундии получили представители царского генералитета и горская феодальная знать, кото­рой было выделено около 70 тыс. дес. земель. Для карачаевцев было выделено 14 тыс. дес. по долине р. Теберды и 26 тыс. дес.- между Кубанью и Кумой. На этих землях были основаны новые аулы: Тебердa (1868), Каменномостский (1870), Сенты (1870 г.), Мара (1875 г.) и Джегутинский (1883г). Как видно, земельный вопрос и здесь решился в пользу чиновников и местных феодалов.

В результате проведения земельной реформы и ликвидации ханств значительно увеличился земельный фонд, принадлежащий царской каз­не как за счет земель бывших ханов, так и за счет захвата крестьянских общинных земель.

Введение государственной поземельной повинности. Непосредствен­ным результатом проведения земельной реформы на Северном Кавказе было введение государственной подати. К обложению горцев Северного Кавказа государственным налогом власти готовились долго и тщательно, чтобы не вызвать волнения. При обложении населения поземельной по­винностью учитывались обеспеченность землей и другие особенности районов.

Горцы Кубанской области платили 3 руб. с двора, равнинной части Дагестанской области - от 2 до 3 руб., нагорной - 1 руб., равнинной части Чечни и Ингушетии - по 3 руб., нагорной части Чечни и Ингу­шетии - по 1 руб., в Осетии тагаурцы и куратинцы, живущие на равнине,- 3 руб., нагорные - 1 руб. 50 коп., дигорцы и алагирцы на плоскости - 2 руб., нагорные - 75 коп., Кабардинский округ - от 3 до 5 руб. (Большая Кабарда - 5 руб., Малая - 3 руб.).