Лекция.Брачно-семейные отношения

Нормы права при заключении брака

Нормы обычного права у народов Карачая и Черкесии регулировали и брачно-семейные отношения. Регламентация семейных отношений адатом начинается с условий заключения брака.

По нормам права при заключении брачного союза соблюдались строгая экзогамия; то есть запрещались браки внутри одной фамилии, и даже между представителями двух родственных фамилий, входящих в одну группу (къауум» - у карачаевцев), так называемые «къарнаш тукъумла» (братские фамилии – у карачаевцев). Считали родственными все фамилии по отцовской и по материнской линии до седьмого колена. Нарушение этого условия у всех изучаемых этносов считалось преступлением и каралось.

Экзогамный запрет внутри одной группы фамилий («къауум») почти полностью прекратил своё существование к XIX веку. У карачаевцев и балкарцев продолжал действовать только в къаууме Наурузовцев (Аджиевы, Байрамкуловы, Кочкаровы, Каппушевы, Салпагаровы). Об этом свидетельствует пример, приведенный Б.В. Миллером: «Некий Салпагаров Алий женился на Мариам Байрамкуло- вой (фамилии обоих относились к Наурузовцам). Родичи возмутились и постановили: выселить Али, а Мариам проклясть. Дело было передано в третейский суд. До рассмотрения дела Али посадили в тюрьму, а Мариам привязали к позорному столбу».

О запрете браков между родственниками говорит и предание о происхождении фамилии Гемсокуровых. Считается, что фамилия Гемсокуровых выделилась из фамилии Биджиевых. Один из сыновей старика Биджиева женился на троюродной сестре. За что он был изгнан из рода, и к тому же отец запретил ему пользоваться своей фамилией. Разгневанный отец сказал, что если сын не мог разглядеть своей сестры и женился, то он сошел с ума - «кем», и ко всему прочему ещё и ослеп - «сокъур». Из сочетания этих двух слов «кем» и «сокъур» и образовалась фамилия Гемсокуровых. Эти фамилии (Гемсокуровы и Биджиевы) до сих пор считаются родственными и браки между этими фамилиями запрещены (хотя когда-то все началось именно с этого).

Ещё одним препятствием на пути к заключению брака были запреты на союз между родственниками по воспитанию (молочные - братья и сестры) и аталычеству.

Под строгим запретом находились браки между различными сословиями. При вступлении в брак высшие сословия старались выбрать невесту в своей среде (биев, таубиев, пши и др.), уздены у узденов, кулы у кулов и т.д. Об этом свидетельствуют статьи адатов: «Мужчины должны были избирать себе жен одного с ними сословия». Можно представить, как строговысшие сословия следили за чистотой своего сословия. Они запрещали своим сыновьям жениться на девушках низких сословий, разрешая брать невест из соответствующего сословия соседних народов, если нет подходящей невесты в другой княжеской фамилии своего народа. Известны браки карачаево-балкарских князей с девушками из семей ногайских мурз, абазинских и абхазских князей, владельческих фамилий Сванетии. Уздены само собой брали невест из узденских фамилий.

Быть в родстве с низшими сословиями, и тем более вступать с ними в брак, считалось позором. Иллюстрацией этого утверждения является такой пример: «Байрамуков  женился  на своей крепостной крестьянке, за что его выгнали из семьи и при разделе имущества выделили лишь одного ишака. С тех пор его потомков считают кулами и в фамилии Байрамуковых - атаул «Эшекчилары» (букв. - пастухи ослов, или ословладельцы) считается наименее уважаемым».

Брак у народов Северного Кавказа, был покупным. В Карачае и Балкарии выкуп за невесту назывался «къалын» (калын), но в кавказоведении более употребительным стало понятие «калым», что, впрочем, то же самое. Корни калыма достаточно исследованы и считается, что он возник как возмещение за потерю рабочей силы родичам невесты, а позднее - ее семье «за воспитание».

По мнению У. Алиева «калым квалифицировался «адатом», а не шариатом».

Сохранились сведения о размерах калыма у балкарцев и карачаевцев: «Калым у бассиятов  800-рублей-серебром, впоследствии был уменьшен и по приговору утвержден в 600 рублей серебром, который по большей части в последнее время уплачивается скотом, а редко лошадьми.

У каракешев калым в 300 рублей серебром. У кулов он состоит: из числа баранов, равняющихся по цене одной паре 3-летних быков, из двух коров, одного ружья (ценою в 20 рублей серебрим или в две скотины), из одной лошади, из медного котла (в котором можно сварить одного барана), из одной коровы, без телка, из одной скртины, из трехлетнего быка и из одной сабли».

У казаков и каравашев определенного калыма нет, он назначается по обоюдному согласию (видимо, владельцев).

Вообще по древнему обряду, калым заключался в 15 предметах, 5 крестьянах, 5 штуках железными вещами и на 5 остальных предметов сенокосной земли, которая стоила бы одной служанки, двух быков и двух лошадей.

С 1807г. калым по народному условию устанавливался такой: у старшин за девицу 500 рублей, за вдову 300 рублей; у каракешев за девицу 220 рублей, за вдову 150 рублей; у кулов за девку 150 рублей, за вдову 100 рублей.

Калым был чрезвычайно разнообразен и зависел от достатка вступающих в брак. В старинных, богатых аулах (Карт-Джурт, Хурзук, Учкулан) платили за девушку 350 рублей и пару быков с лошадью; князья (бии) платили иногда до 1500 рублей, две лошади и пару быков. Этот размер калыма подтверждает и  И. Бларамберг в своей «Кавказской рукописи»: «... калым превышает тысячу рублей и выплачивается оружием и скотом».

Реже калым доходил до 2000 рублей. В селах, образованных позднее, калым колебался в размере от 600 до 50 рублей. При этом, за вдову платили вдвое меньше, чем за девушку . По мнению В.Я. Тепцова, выплаты калыма в начале у народов Карачая и Черкесии не было. Старики говорили ему о том, что предки не знали бытового обычая калыма, и что он привился уже под влиянием ислама. Ученые же склонялись к мнению, что «калым квалифицировался адатом», в частности, так считал У.Дж. Алиев.

На наш взгляд мнение У. Алиева, который приводит довольно четкую аргументацию в пользу своего мнения, справедливо: «Шамиль (имам Дагестана и Чечни) вел против калыма жесткую борьбу, определив за невесту, кто бы она ни была - дочь ли первого наиба или последнего пастуха - калым всего в 1 рубль серебром». Этим объясняется практически исчезновение выплат в пользу родителей невесты в некоторых частях Дагестана.

Как бы то ни было, независимо от того, чем регламентировался калым - «адатом» или «шариатом», выдача замуж девушки без получения выплаты со стороны жениха считалась позором для всей семьи и рода. Взимание калыма в одинаковой степени вошло в нормы обычного права карачаевцев и балкарцев.

По свидетельству Ю. Клапрота «у карачаевцев, когда девушка выходит замуж, родители по обычаю других татар получают калым, называемый «ценой крови» (ценой девушки)».

Выплата калыма была нелегким делом для семьи жениха. Именно тут на арену выходила родовая солидарность. Если семья жениха не была  в состоянии выплатить выкуп за невесту самостоятельно, то средства  для калыма собирали со всего рода (обычно это был скот). Платили калым в начале роду, а затем семье невесты («къыз юйюне»).

В адатах есть специальные статьи, касающиеся выплаты калыма, порядков, соблюдаемых при женитьбе княжеского сына, каракиши или кула. Например: «Во время женитьбы княжеского сына надо давать самую жирную корову. Когда старшинский сын женится, то берет с каждого кула по одной скотине».

По выплатам калыма у сословий карачаево-балкарского общества существовали следующие порядки:

«Когда каракиши отдают дочь свою замуж, то владельцу своему платят корову или быка».

«Когда владелец женится или женит сына, то с каждого двора каракиши платят по одной корове, стоящей не менее 10 рублей серебром, это называется берне». (Последнее утверждение не совсем правильно, так как «берне» - это подарки родственникам жениха, в виде одежды и украшений).

«При выдаче дочерей замуж каракиши дают из калыма своему старшине две скотины (аталыкский подарок)... Получающий его старшина должен всегда помогать каракешу в делах его ...»

«Из калыма, получаемого кулами, отдается старшине три скотины; прочие кул берет сам. Воспользовавшись калымом за дочерей, он обязан за жен своих калым уплачивать сам».

«Кул по обряду имеет право в уплату за жену отдать в калым дочь свою».

«При выдаче замуж своей дочери холоп обязан часть калыма отдать князю».

Женившись, княжеский сын «имеет право жену свою отправить на тег- лариш и оставить в доме каракеша ... в продолжение одного года»82. Князь же, забирая ее обратно в дом, делал подарок каракиши.

Но не только жених и его родственники платили калым, в свою очередь и сторона девушки-невесты дарила родствейникам жениха подарки («берне»). Обычно берне состояло: отцу и матери жениха - полные национальные костюмы; бабушке и дедушке - «къапталы» (утепленная одежда, наподобие пальто), братьям и сестрам - предметы одежды, иногда кольца и серьги. Одаривали также всех присутствующих при раздаче берне более мелкими подарками.

Описывать свадебные обряды в данной лекциине совсем целесообразно, тем более что эта проблема изучена достаточно глубоко. Но нужно сказать, какой брак считался законным?

Законным считался брак заключенный:

1.      С согласия родителей жениха и невесты;

2.      Закрепленный брачным договором;

3.      С начала XIX века закрепленный мусульманским обрядом венчания («некях»);

4.      С уплатой «калыма» и «берне».

После свадьбы молодые жили не в отдельном доме, а в специально отведенном для них помещении в доме семейства жениха. Главой семьи был старший мужчина, который обладал огромным авторитетом, и которому все подчинялись. Он также являлся хранителем фамильного тавра.

Главой женской половины была жена главы семьи или его мать. Она была самой главной среди женщин. Вот что об этом пишет Я.С. Смирнова: «Для большой семьи ... карачаевцев и балкарцев характерна четко выраженная авторитарная власть домовладыки, который являлся не только распорядителем, но и собственником семейного имущества... Старшая (юй бийче, юйюр бийче - хозяйка дома) считалась полновластной хозяйкой кладовой, утвари, сундуков с одеждой. «Старшая» не только контролировала женские работы, но и по некоторым сообщениям была вправе отдавать распоряжения сыновьям. Сама «старшая» ... как правило, не работала. Все свое время она отдавала воспитанию детей, надзору за работой невесток и девушек и за их поведением... Не спросившись у нее, нельзя было пойти не только в гости, но даже за водой. Часто она сама сопровождала дочерей и невесток на праздничные собрания, чтобы и там наблюдать за тем, как они себя ведут».

Именно в таких семействах и жили молодые люди. Особые отношения были в семействе между разными его членами. Все члены семьи особые знаки расположения оказывали главе. Мужчины пользовались большей свободой, чем женщины. Девушка, пока жила в доме отца, подчинялась его власти, а выйдя замуж - воле мужа и его родичей.

Отношения между мужем и женой также регламентировались адатом, но в некоторых случаях шариатом, потому и в статьях пишется «по Закону Магомета и обряду...» - то есть - «по шариату и адату».

«По Закону Магомета и обряду муж и жена должны друг друга любить... есть такие четы, которые живут хорошо в течение всей жизни. Сохраняя старый обычай... муж к жене не входит днем и живет в особой кунацкой; несоблюдение этого обряда считается бесчестием. Жена, если живет с мужем в несогласии, может быть отослана к своим родственникам. После увольнения ее, по закону Магомета, она не должна выходить за другого в продолжение четырех месяцев и десяти дней; ежели она не имеет родственников и будет нуждаться в пище и одежде, то муж должен доставлять и то, и другое. При разводе муж должен в три раза слово «талак», т.е. отказ, отказ, отказ».

«...Жена должна во всем повиноваться мужу, быть покорной ему, как своему господину и быть верной ему до смерти».

«Жена должна работать на своего мужа, не только все относящееся до его одежды, и делать все черные домашние работы».

Высоко ставилась честь женщины и верность жены. Мужчины должны были проявлять уважение к женщинам. Они не имели права ругаться при них, и тем более не могли поднимать руку на женщину.