Лекция № 6: Управление собственным капиталом предприятия

Управление собственным капиталом предприятия

Лекция № 6: Управление собственным капиталом предприятия
 Политика формирования собственных финансовых ресурсов предприятия.
 Финансовые механизмы управления формированием операционной прибыли.
Операционный леверидж.
Политика формирования собственных финансовых ресурсов предприятия
Основой финансовой деятельности предприятия является собственный капитал.
Основные формы СК:
УК;
Добавочный капитал - формируется в результате переоценки основных фондов;
Резервный капитал – величина, которая определяется учредительными документами и формируется за счет прибыли предприятия;
НП - как форма собственного капитала предприятия;
Фонды целевого назначения (фонд оплаты труда, фонд отпускных средств, амортизационный, ремонтный фонд, фонд развития производства и др.).
 
          В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов выделяются:
          прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, а также амортизационные отчисления.
          Внешние источники: доп. эмиссия акций, привлечение дополнительного паевого капитала, получение предприятием безвозмездной финансовой помощи.
          Политика формирования собственных финансовых ресурсов - это часть общей финансовой стратегии предприятия, которая заключается в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития.
 
 
Этапы разработки политики формирования собственных финансовых ресурсов
предприятия:
 
этап. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде.
Цель данного этапа - выявить потенциал формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствие темпам развития предприятия, так же изучается структура собственных финансовых ресурсов, также рассматривается стоимость привлечения СК, оценивается достаточность собственных финансовых ресурсов для развития предприятия.

 этап. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах.
Уск - удельный вес СК в его общей сумме;
где
Пр - сумма прибыли, направляемая на потребление плановом периоде.
 
3       этап. Оценка стоимости привлечения СК из различных источников.
этап. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. В первую очередь это относится к чистой прибыли и амортизационным отчислениям. Поэтому в качестве критерия максимизации можно отметить:
 
этап. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников.
Потребность в привлечении собственных финансовых ресурсов:
этап. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Здесь необходимо исходить из критерия обеспечения минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов, а также обеспечение сохранения предприятием первоначальными его учредителями.
 
Эффективность политики формирования собственных финансовых ресурсов оценивается с помощью коэффициента самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде.

СФР - планируемый объем СФР;
ДА - планируемый прирост активов предприятия;
ПП - планируемый прирост чистой прибыли предприятия.
Задачи реализации политики формирования СФР:
обеспечение максимизации прибыли предприятия с учетом допустимого уровня финансового риска;
формирование эффективной политики распределения
прибыли (дивидендной прибыли);
эффективное осуществление политики дополнительной
эмиссии акций для привлечения дополнительного капитала.
Финансовые механизмы управления формированием операционной
прибыли
 
Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия составляет балансовая прибыль, которая включает в себя следующие виды прибыли:
прибыль от реализации продукции (операционная прибыль) приходится до 95% общей суммы балансовой прибыли;
прибыль от реализации имущества;
прибыль от внереализационных операций.
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих её конечную величину и изыскание резервов дальнейшего увеличения её суммы.
 
 
Механизм управления формированием операционной прибыли строится на маржинальном анализе, то есть на анализе взаимосвязи объема реализации, издержек и прибыли.
В процессе осуществления операционной деятельности формируются 3 вида операционной прибыли:
маржинальная операционная прибыль:
МПО = ВДО – НДС – Издпост. = ЧДО – Издпост.
валовая операционная прибыль:
ВПО = ВДО – НДС – Издобщ.. = ЧДО – Издобщ.
чистая операционная прибыль:
ЧПО = ВДО – НДС – НалПр – Издобщ. = ВПО – НалПр
Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода (то есть в течение периода, когда цены на продукции неизменны). Для того используется несколько подходов:

2. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы валовой операционной прибыли. Для этого может быть использован следующий алгоритм:

 — уровень чистого операционного дохода к объему реализации, %
. — уровень переменных издержек к объему реализ. продукции, %
3. Определение запаса прочности предприятия, то есть возможного снижения объема реализации продукции в стоимостном выражении при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, которая позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность.
Предел безопасности (запас прочности):
Предел безопасности может быть выражен также и в относительном виде:

4. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы маржинальной операционной прибыли:

 5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы чистой операционной прибыли:

         Разделение затрат на постоянные и переменные позволяет использовать механизм управления операционной прибылью - операционный леверидж. Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе операционных затрат любой суммы постоянных их видов приводит к тому, что при изменении объема реализации продукции сумма операционной прибыли всегда изменяется ещё более высокими темпами:

        То есть постоянные издержки своим фактом своего существования вызывают непропорциональное более высокое изменение суммы операционной прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции.
        Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объемов реализации продукции. Соотношение постоянных и переменных операционных затрат, позволяющий использовать механизм операционного левериджа, характеризуется коэффициентом операционного левериджа, который определяется отношением постоянных издержек к общей сумме операционных издержек предприятия:

            Чем выше значение коэффициента операционного левериджа, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.
            Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли и суммы объема реализации, достигаемая при определенном коэффициенте, характеризуется показателем эффекта операционного левериджа:

         При управлении прибылью необходимо учитывать некоторые особенности механизма операционного левериджа:
                   положительное воздействие операционного левериджа проявляется после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности;
                   после преодоления точки безубыточности, чем выше КОЛ, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции;
                   наибольшее положительное проявление ОЛ в поле максимально приближенном к точке безубыточности после её преодоления;
                   механизм ОЛ имеет и обратную направленность;
                   эффект ОЛ стабилен только в коротком периоде.
 
 
 
ЛИТЕРАТУРА:
1.          ГК РФ. Ч.I от 21 октября 1994 г. Ч II от 22 декабря 1995 г.
2.          Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2008.
3.                  Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: Уч. пособие, СПб, 2018 г.
4.                  Крамаренко Т.В. и др. Корпоративные финансы. -М.: 2014.
5.          Жозет Перар. Управление финансами. -М.: Финансы и статистика, 2009.
6.          Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий). Третье изд-е, перераб. -М.: 2004.
7.          Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Теория и практика. –М.: 2010
8.          www.minfin.ru
9.          www.economy.gov.ru
10.      www.garant.ru
11.      www.consultant-plus.ru




Вы прошли 0% лекции
0%