Время, пространство, хронотоп в социально-гуманитарном знании
1. Проблема пространства и времени в социально-гуманитарном познании.
Как известно, пространство и время являются всеобщими, универсальными формами бытия мира, которые фиксируют ритмику его бытия. Все свойства пространства и времени как формами бытия мира, которыми они обладают, присущи бытию человека, человеческой истории и конкретным обществам. Но они обозначаются понятием не физического пространства и времени, а социальными пространственными, временными отношениями в социуме, в истории, бытие человека и общества, в бытие культуры. Социально – историческое время обладает специфическими, особенными свойствами и характеристиками. Кратко их отметим:
1. Социальное, историческое пространство и время, пространственно временные отношения возникают в процессе практической деятельности людей, направленной на реализацию своей жизни, своих человеческих потребностей и интересов, на утверждение себя как социально-духовных существ, а также создание особых предметных, духовных и социальных условий своего бытия. Эта деятельность приобретает коллективный характер. В силу чего люди вынуждены вступать в устойчивые отношения друг с другом, что и приводит к образованию социума, общества, в котором они только и могут утвердить себя как реальность. Смена видов деятельности, смена характера и содержания отношений в обществе влечёт за собой смену пространственно- временных отношений бытия и самих людей, и социумов. Само бытие людей и социумов приобретает событийный характер, творцами которых являются сами люди и посредством которых они и реализуют свою жизнь. Смена событий, их ритмика, направленность и задают социальному пространству и времени определённую протяжённость и длительность, ритмику бытия социумов и индивидов, с которыми они вынуждены считаться как с объективной, но и как с субъективно - объективной реальностью, в отличии от естественно-природной реальности. А если учесть, что люди наделены способностью к сознательной деятельности, то сочетание сознательности и стихийности в исторических событиях влияют и на характер пространственно – временного бытия людей, социумов и самой истории.2. Носителем пространственно- временных отношений являются люди, общество, социум. Отсюда пространственно – временные отношения и координации в социально – историческом процессе это есть отношения между людьми, обществами, социальной структурой, культурными сообществами, которые занимают определённое место в пространстве и времени истории и стремящиеся к бесконечности, к вечности своего бытия. Кроме того, люди не только реализуют свои потребности и интересы, свои цели, но осуществляют смыслы бытия, ими создаваемые и избираемые. Да и человеческая жизнь уникальна, неповторима, что также придаёт своеобразие пространственно – временным отношениям в социально – историческом процессе. 3. Социально – историческое время связано с бытием ценностей и ценностных ориентаций, которые обладают различными возможностями пространственно – временного бытия. Например, социальное пространство связано с распространением на определённую территорию конкретных ценностей и ценностных ориентаций. ( Общечеловеческих, этнических, духовных и культурных ценностей). Социальное время также связано с наличием в бытие различных ценностей, обладающих потенциально различной длительностью временного бытия. (Вечные ценности, ценности эпохи, ценности прошлого, настоящего и будущего). Всё это влияет на структуру социального пространства и времени, на ритмику человеческой истории, бытия социумов и конкретных индивидов. С этим связаны и противоречия, конфликтность социального пространственно - временного бытия, свидетелем которых является сама человеческая история. В реальном бытие человека и социума всегда наличествует единство прошлого, настоящего и будущего, приобретающего конкретную форму выражения.
2. Понятие и сущность хронотопа как конкретной формы единства пространственно – временного бытия человека и общества.
Понятие хронотопа приобретает особое методологическое значение в социально – гуманитарном познании. Хотя бы потому, как мы выяснили в предыдущих разделах, что реальное бытие конкретного человека (как уникального существа и как социально-духовной личности) и бытие социума, да и человеческой истории, всегда связано с утверждением и изменением определённого мира ценностей, создаваемых посредством сознания и социально-духовной деятельности. Хронотоп приобретает конкретную форму измерения ритмики бытия человека и социума. Впервые это понятие ввёл А.А Ухтомский для характеристики бытия человека в пространстве и времени отношений между субъектом, конкретной личностью и внешней средой, в качестве которой и выступает тот или иной социум. М.М. Бахтин развил и уточнил значение этого понятия на примере анализа бытия художественных произведений и художественного творчества.
Он характеризует хронотоп как конкретное выражение связи «между изображённым и изображаемым миром.». Применительно к социально – гуманитарному познанию, но особенно в гуманитарном познании, хронтоп позволяет выявить ритмику конкретных отношений между внутренней жизнью социального субъекта как уникальности и социальной средой, в которой он только и может утвердить свою конкретную реальность. Между человеком как живым существом и окружающей его социальной средой происходит обмен «веществ». Пока человек жив, « он не сливается (абсолютно) с этой средой, но если его оторвать то он умрёт» [ 3: 1, с. 402-403]. Можно говорить, как подчёркивает Бахтин, и о ничем не ограниченном вселенском хронотопе человеческой жизни. Последний возможен благодаря присутствию в ней виртуальных частиц вечности и бесконечности. [ 3, с.91.] . Я согласен с утверждением В.И. Зинченко, что «..активный (жизненный, творческий, вселенский) хронотоп как исторический процесс невозможен вне ценностного и смыслового измерения». [3,с.91].
Применительно к социально - гуманитарному познанию хронотоп можно определить как понятие, посредством которого через призму бытия и изменчивость ценностей и ценностных ориентаций, исследователь может выявить конкретную содержательность бытия человека как не изолированной уникальности и конкретную реальность социума в социальном пространственно-временном измерении. В реальном бытие конкретного индивида понятие хронотопа позволяет ему практически осваивать пространственные и временные границы и ритмы бытия своей неповторимой жизни, а также ритмы социума и человеческой истории, вне которых он утвердить себя не может. Необходимо подчеркнуть, что хронотоп приобретает конкретную форму бытия в форме культуры, конкретно социальной или общечеловеческой, которая является конкретным выражением гуманизма и человечности, их состояния. Осваивая хронотоп , конкретный человек, личность приобретает опыт бытия, находит и осваивает своё место бытия в ритмике социальных и исторических процессов, чтобы не исчезнуть в них. Ибо понятие хронотопа позволяет уловить единство, диалектику субъективного о объективного в жизни конкретного индивида и конкретного социума. В этом, намой взгляд и состоит методологическое значение понятия хронотопа.