Лекция 5
Тема 5. ВИДЫ НАУЧНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ, ФОРМЫ ИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
В научной работе выделяют фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные научные исследования проводят главным образом научно-исследовательские институты физической культуры и научно-исследовательские, лаборатории университетов, академий физической культуры.
Методическую работу проводят применительно к определенному виду профессиональной деятельности, например дошкольное, школьное и вузовское физическое воспитание, юношеский и достиженческий спорт, оздоровительные формы физической культуры, профессиональное физкультурное образование.
Формы представления результатов научно-методической деятельности достаточно разнообразны, по характеру, содержанию, объему, оформлению и т. д. отражают многообразие самой научно-методической деятельности. Основные формы, в которых авторы (студенты и профессорско-преподавательский состав) могут довести до сведения других содержание своей научной или методической работы, – устные сообщения, письменные работы и опубликование в печати.
Реферат. С этого вида работы обычно начинается знакомство студента – начинающего исследователя с научно-методической работой.
Выделяют два вида рефератов – литературный (обзорный) и методический. Первый предполагает анализ литературных данных по определенной теме, попытку систематизировать материал и выразить свое отношение к нему. Второй направлен на характеристику цели и задач исследования, методов для их решения, попытку сделать заключение (выводы) по результатам анализа.
Доклад. По своему характеру доклад представляет собой запись устного сообщения по какой-либо теме. И этим доклад мало чем отличается от реферата. Большое распространение в последние годы получили тезисы докладов на научно-практическую конференцию. Тезисы – краткое изложение основных положений доклада, фрагмента диссертации. Объем тезисов – 1–2 с., доклада – 5 – 10 с. Устное сообщение (доклад) содержит задачи, методы исследования, обоснование новых фактов, выводы, практические предложения.
Контрольная работа. Контрольная работа в вузе носит преимущественно зачетный характер, это своего рода письменный экзамен. Оценка за контрольную влияет на зачет (иногда на экзамен). Контрольная работа состоит из ответов на ряд вопросов, решения задач. Этот вид работы требует проявления студентом самостоятельности, особенно если контрольная выполняется непосредственно на семинарском занятии.
Курсовая работа. Это более сложный по сравнению, с контрольной вид работы, требующий проявления творчества.
Дипломная работа по своему характеру глубже курсовой, но проще диссертационной на соискание ученой степени кандидата наук.
Магистерская диссертация как вид выпускной квалификационной работы для магистра то же, что и дипломная работа для дипломированного специалиста. Принципиальные подходы к характеру этих работ схожи, особенности требований отражены в соответствующих государственных образовательных стандартах и положениях о названных видах работ, которые обычно разрабатывает каждый вуз [8], (приложение 20, п. 3).
Кандидатская и докторская диссертации. Диссертация (от лат. dissertatio – рассуждение, исследование) – квалификационный научный труд, подготовленный для публичной защиты и получения ученой степени кандидата или доктора наук.
Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления.
В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, рекомендации по использованию научных выводов материал, выводы, рекомендации по использованию результатов исследования, список литературы, приложения. Объем кандидатской диссертации – 150 – 200 с, докторской – 250 – 300 с. (условно). К диссертации прилагается автореферат, в котором содержатся ее основные положения. Объем автореферата – 22 – 24 с. машинописного текста, напечатанного через два интервала.
Монография. Это научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, ограниченный круг вопросов. Монография представляет собой книгу, в которой самими авторами излагаются данные собственных научных исследований. Монография, может быть написана одним автором или коллективом авторов. Объем монографии – от 4–5 до 10–15 авторских листов
Депонирование научной работы. В данном случае речь идет о передаче рукописи на специальное хранение. Депонируются обычно научные разработки (монографии, статьи, тезисы), которые предназначены для узкого круга специалистов и могут быть быстро оформлены как публикация и, что немаловажно, при небольших затратах автора.
Книга научная, научно-популярная. Провести четкую грань между научной и научно-популярной книгой сложно. К научным можно отнести монографии и сборники научных трудов, тезисов научных конференций. В научно-популярных изданиях на базе данных научных исследований даются обоснованные рекомендации по проблемам здоровья, физической культуры, спорта. Для примера ниже приводится несколько таких книг.
Научная статья. Среди видов научных работ статья занимает важное место, в ней обычно излагают наиболее значимые результаты научного исследования. Такие статьи публикуются в научных журналах, сборниках научных трудов. Объем статьи – от 5 до 15 с.
Программа. Среди видов научно-методических работ большое место занимают учебные программы. Более десяти федеральных рекомендательных программ разработано для образовательных учреждений, десятки программ только по олимпийским видам спорта – для специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва, комплексных целевых программ – для сборных олимпийских команд страны.
Большой цикл учебных программ разработан для сферы профессионального физкультурного образования в связи с введением государственных образовательных стандартов. Так, для факультетов физической культуры педагогических вузов в 1996 г. опубликовано 26 учебных программ, в том числе и по основам научно-методической деятельности.
Учебник. Учебник – книга для учащихся или студентов, в которой систематически излагается материал по определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы.
Учебник служит основным источником знаний по конкретной учебной дисциплине и предназначен для самостоятельного усвоения этих знаний студентами, ему принадлежит ведущая роль среди других средств, используемых студентами при самостоятельной работе.
Наиболее приемлема следующая структура учебника: оглавление, предисловие, методические рекомендации, основной текст, заключение, приложения, указатели, литературу.
Оглавление целесообразно располагать в начале книги, названия глав, разделов должны быть четкими и облегчать поиск необходимой информации. Не рекомендуется в оглавлении приводить фамилии авторов главы, раздела. Не следует вместо термина «Оглавление» применять термин «Содержание», который используется в изданиях с разноплановым материалом.
Предисловие содержит характеристику роли и значения дисциплины в подготовке специалиста, задач, стоящих перед студентом при изучении этой дисциплины.
Методические рекомендации содержат характеристику учебника, его структуры и содержания, сведения о том, какие предшествующие знания могут помочь изучению данной дисциплины, рекомендации к использованию в процессе самостоятельных занятий.
Введение ориентирует читателя на работу с учебником, готовит его к усвоению материала, знакомит с основными понятиями, литературой и пр.
Основной текст представляет собой дидактически и методически обработанный материал, соответствующий учебной программе. В современных условиях реформирования общего и профессионального образования к учебникам предъявляются определенные требования.
Контрольные вопросы и задания приводятся в конце каждой главы или других структурных элементов текста учебника, их формулировки должны предусматривать использование технических средств, вычислительной техники, дополнительной литературы (справочной, научной и др.), возможности дистанционного обучения.
Иллюстрации. Выбор вида иллюстраций зависит от содержания учебника, они должны быть методически целенаправленными, пояснять текст учебника, соответствовать подготовленности студента.
Приложения содержат различные справочные материалы, фактический материал научных исследований, которые дополняют, иллюстрируют основной текст при изучении теоретической части и проведении практических занятий. В соответствующих главах даются ссылки на то или иное приложение, которые нумеруются.
Указатели являются обязательным структурным элементом учебника, они бывают предметными, именными, предметно-именными и др. Предметный указатель содержит основные понятия и термины, включенные в книгу; именной – фамилии и инициалы лиц, встречающиеся в книге. Рядом с указателем через запятую проставляют номер страниц книги, на которых термин или фамилия встречается. Термины и фамилии в указателях располагаются строго в алфавитном порядке с соблюдением обычных требований.
Заключение объемом 5 –10 с. завершает текстовую часть, в нем подводится итог изложенному учебному материалу, даются сведения о проблемах наук и практики в области физической культуры и спорта и направления их дальнейшего развития. В заключении надо также сообщить, как полученные знания будут использоваться при изучении других дисциплин.
Литература. В этом разделе указывают основные использованные и рекомендуемые для углубленного самостоятельного изучения курса или его отдельных тем литературные источники. В учебниках должны быть указаны источники, откуда заимствован фактический материал, для этого используют ссылки.
Тщательная и качественная проработка рассмотренных структурных элементов учебника поможет добиться наибольшего эффекта в его использовании.
Учебное пособие. Учебное пособие может выполнять функции учебника. К учебным пособиям в полной мере применимы требования и рекомендации, которые адресованы учебникам.
Методические рекомендации. В связи с многообразием проявления методической деятельности существует много видов методических публикаций: методические рекомендации, методические указания, методические разработки, методические письма. Одни из них подготовлены на основе результатов научного (диссертационного) исследования, другие – на основе обобщения результатов практической деятельности профессорско-преподавательского состава, учителей физической культуры, тренеров юных или квалифицированных спортсменов, медицинских работников, спортивных врачей, федеральных или региональных органов управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом.
Электронное издание. Электронное учебное пособие – издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
Открытие, изобретение, рационализаторское предложение. Результаты научной и методической деятельности могут быть оформлены в виде открытия, изобретения, рационализаторского предложения;
Открытие согласно – это установление не известных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания.
Изобретение согласно – это новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны страны, дающее положительный эффект.
Рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для конкретного предприятия, организации или учреждения и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производству и применяемой техники или изменения состава материала
Перечисленные виды научных и методических работ позволяют, с одной стороны, обеспечить необходимой информацией все сферы деятельности в области физической культуры, спорта, физического воспитания; с другой – каждый желающий имеет возможность сделать достоянием других результаты своих научных исследований, опыта профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, физического воспитания в образовательных учреждениях и т. д.