Лекция № 5. Изображение социально-экономических объектов на топографических картах. Применение топокарт..

1. Социально-экономические объекты на топографических картах.

1. Социально-экономические объекты на топографических картах. Населенные пункты - один из важнейших элементов содержа­ния топографической карты.

Населенные пункты различают по типу поселения, числу жите­лей и политико-административному значению. Эти признаки отобра­жаются с помощью шрифтов и размеров подписей названия, а также путем добавления сокращенных подписей «PC» и «СС» (для районного центра и сельского совета). Прежде под названием сельских поселений подписывали число домов. По типу поселения выделяют города, поселки городского типа (рабочие, курортные), поселки сельского типа и дачные, поселки при промышленных пред­приятиях и др. Названия городов подписывают прямым шрифтом без выделения заглавной буквы, поселков городского типа - наклонным шрифтом, сельских населенных пунктов - прямым шрифтом с выде­лением заглавной буквы.

Населенные пункты на топографических картах характеризуются весьма подробно, с передачей их конфигурации, планировки, мате­риала застройки. Однако только при масштабах крупнее 1:10 000 возможно точное изображение ширины улиц и всех размеров пла­новых очертаний отдельных строений. На картах более мелкого масштаба ширина проездов несколько преувеличена, очертания строений упрощены. На картах масштаба 1:25 000 и 1:50 000 стремятся в городах показать все строения, но при большой плот­ности застройки производится отбор с условием сохранения особен­ностей планировки. При этом застроенные участки объединяют в кварталы с отображением преобладающего материала построек: оранжевой окраской - из огнестойких материалов (кирпич, камень, железобетон); желтой окраской - с преобладанием деревянных и других не огнеупорных строений. Среди кварталов показывают вы­дающиеся огнестойкие здания и дают их высоту, а также наносят промышленные объекты, учреждения культуры, школы, больницы, вокзалы, учреждения связи и т. д.

На карте масштаба 1:100 000 все кварталы изображают черным цветом независимо от материала застройки.

Поселки сельского типа отличаются от городов меньшими раз­мерами, небольшим числом жителей, менее плотной застройкой, относительно простой планировкой. В сельских населенных пунктах различается застроенная часть и приусадебные земли. Для сельских поселений в равнинных местностях наиболее характерна рядовая планировка, а в горных - бессистемная. На планировку поселений в сельской местности заметное влияние оказывают наличие значи­тельных транспортных путей (трактовый тип), особенности рельефа местности (овражно-балочный, долинный, водораздельный и другие типы), заболоченность территории, характер водоемов (прибрежный тип планировки), а иногда история развития.

При изображении населенных пунктов по возможности сохраняют соотношение застроенных и незастроенных площадей (плот­ность застройки), выделяют основные улицы и проезды путем пре­увеличения их ширины, кварталы объединяют, сохраняя характер планировки.

Промышленные объектыфабрики, заводы, шахты, карьеры, нефтяные и газовые скважины, нефте- и газопроводы, электро­станции и линии электропередач, водонапорные башни и т. д. изображаются на картах внемасштабными условными знаками с качественной характеристикой в виде пояснительной подписи. На­пример, около знака завода показывают вид производства: мук.- мукомольная мельница, бум.-бумажная фабрика и т. д. Рядом со знаком карьера дают глубину карьера и название полезного ископаемого: пес.- песок, изв.- известняк и т. д.

Специализация сельскохозяйственных предприятий и их тип ото­бражаются пояснительной надписью под названием населенного пункта (зерн.- зерновой, овц.- овцеводческий и т. д.). Особо по­казывают пасеки, загоны для скота, скотомогильники.

Из средств связи на карты наносят радиостанции, радио- и телемачты, линии связи, телевизионные центры, вне населенных пунктов - телефонные и радиотелефонные конторы.

 Социально-культурным объектам относятся вузы, школы, на­учно-исследовательские учреждения, метеостанции, обсерватории, больницы, санатории, дома отдыха, спортивные сооружения, памят­ники, сооружения культа, кладбища, крепости и пр. Многие из них показывают знаком строения с соответствующей пояснительной над­писью: шк.- школа, бол.- больница и т. д. Четкое изображение названных объектов на картах необходимо также и потому, что многие из них хорошо выделяются на местности и могут служить ориентирами.

Наземные пути сообщения (железные и автомобиль­ные дороги) имеют чрезвычайно важное значение для экономики и обороны страны.

На топографических картах передают расположение, густоту, эксплуатационное состояние дорог, отражают их пропускную спо­собность, показывают придорожные сооружения.

Дороги изображают линейным знаком, в виде одной или несколь­ких линий разного рисунка, часто с окраской полосы между ними. Ширина знака дорог всегда преувеличена, и ею отображают тип дороги, а не ее действительную ширину.

Рельсовые (железные) дороги подразделяют на картах по числу путей (одно-, двух- и многопутные); по ширине колеи (широко-и узкоколейные); по характеру тяги (электрифицированные, с ди­зельной и паровой тягой); по состоянию (действующие, строящие­ся, разобранные).

Особыми знаками показывают связанные с дорогами сооруже­ния - здания, мосты, насыпи, выемки, трубы и другие транспорт­ные объекты. Сюда относятся станции, вокзалы, разъезды, блок­посты, депо, водонапорные башни, казармы, будки, светофоры и семафоры, показываемые полностью на картах масштабов 1:25 000 и 1:50 000. Глубина выемок, высота насыпей даются цифровыми показателями.

Безрельсовые дороги различают по их техническому устройству и покрытию.

На картах показывают автомагистрали (автострады), автомо­бильные дороги с усовершенствованным покрытием, автодороги с покрытием (шоссе), автодороги без покрытия (улучшенные грун­товые дороги), грунтовые (проселочные дороги, полевые и лесные дороги, зимние дороги, караванные пути и тропы в малообжитых районах).

Все постоянные дороги изображают на картах масштабов 1:25000 и 1:50000; на картах масштаба 1:100000 проселочные до­роги и особенно полевые и лесные нередко наносят с большим от­бором. Линии дорог на картах обычно обобщаются весьма незна­чительно, за исключением горных участков, где производится не­которое обобщение извилин дороги, но с сохранением и выделением характерных поворотов.

Для суждения о пропускной способности дорог и их техниче­ских возможностях в разрыве условного знака дороги сокращенно указывают вид искусственного покрытия дороги (А  - асфальто­бетон, Ц - цементобетон, Б - булыжник и т. д.), ширину проезжей части и количество полос движения, например 7,5X2 Ц. Для авто­дорог без покрытия указывается их ширина. Знак дороги сопро­вождается обозначениями труб для стока воды, насыпей, выемок, автозаправочных станций, обсадок, километровых столбов и указа­телей дорог, а также средств переправы через водные рубежи. Для ряда названных объектов приводится их количественная характерис­тика: длина, ширина, грузоподъемность и материал мостов; высота насыпей; глубина выемок и др.

На топографических картах отображают границы государ­ственные, союзных республик, автономных республик, краев, облас­тей и автономных областей, национальных округов с максимальной точностью прерывистыми линиями различного рисунка. Если граница не совпадает с каким-либо линейным объектом местности, ее вычер­чивают на всем протяжении.

Если она идет вдоль реки, просеки, канала, ее показывают на карте в местах резких поворотов и отдельными отрезками с той стороны контура, где она в действительности проходит.

В случае совпадения границы с осевой линией какого-либо объекта (например, реки) ее вычерчивают поочередно вдоль одной и другой стороны этой линии. На крупномасштабных картах изобра­жают также каменные и кирпичные стены, металлические ограды, легкие ограждения и искусственные валы. Границы государствен­ных заповедников даются на топографических картах всех масш­табов.