ЛЕКЦИЯ №1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ МЕТОДИКУ. СОЗДАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Вопросы:
1. Содержание и методика преподавания курсов математики в школе.
2. Математика как наука и как учебный предмет
3. Предмет методики преподавания математики.
4. Взаимосвязь методики преподавания математики и других областей знаний.
5. Методы методики обучения математики
6. Проблемы преподавания математики
7. О методической системе преподавания математики
Вопрос 1
1. Содержание и методика преподавания курсов математики в школе
Математика как наука. Математика – слово, пришедшее к нам из Древней Греции: mathema переводится как «познание, наука». Математика – это наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Развитие науки и техники заставляет математику непрерывно расширять представления о пространственных формах и количественных отношениях.
Математика изучает математические модели – логические структуры, у которых описан ряд отношений между их элементами. Понятия математики отвлечены от конкретных явлений и предметов; они получены в результате абстрагирования от качественных особенностей, специфических для данного круга явлений и предметов. Математика возникла из практических нужд людей, ее связи с практикой становятся все более и более многообразными и глубокими. Особенно велико значение математики в развитии современной физики, астрономии, химии. Значительное место занимает математика и в таких науках, как экономика, биология, медицина.
Математика как учебный предмет. В школьный курс математики должна быть отобрана та часть математических знаний (обязательная), которая даст общее представление о науке, поможет овладеть математическими методами и будет способствовать необходимому развитию математического мышления у школьников. Содержание учебного предмета математики меняется со временем в связи с расширением целей образования, появлением новых требований к школьной подготовке, изменением стандартов образования.
Математика как учебный предмет в школе представляет собой элементы арифметики, алгебры, начал математического анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитической геометрии, тригонометрии.
Обучение учащихся математике направлено: на овладение ими системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики и смежных учебных предметов решения практических задач; на развитие логического мышления пространственного воображения, устной и письменной математической речи; на формирование навыков вычислений, алгебраических преобразований, решения уравнений и неравенств, а также инструментальных и графических навыков. От математики как науки математика как учебный предмет отличается не только объемом, системой и глубиной изложения, но и прикладной направленностью изучаемых вопросов.
Учебный курс математики постоянно оказывается перед необходимостью преодолевать противоречие между математикой – развивающейся наукой – и стабильным ядром математики – учебным предметом. Развитие науки требует непрерывного обновления содержания математического образования, сближения учебного предмета с наукой, соответствия его содержания социальному заказу общества.
Для современного этапа развития математики как учебного предмета характерны:
− жесткий отбор основ содержания;
− четкое определение конкретных целей обучения, межпредметных связей, требований к математической подготовке учащихся на каждом этапе обучения;
− усиление воспитывающей и развивающей роли математики, ее связи с жизнью;
− систематическое формирование интереса учащихся к предмету и его приложениям.
Дальнейшее совершенствование содержания школьного математического образования связано с требованиями, которые предъявляет к математическим знаниям учащихся практика, – промышленность, производство, военное дело, сельское хозяйство, социальное переустройство.