ЛЕКЦИЯ№ 3. ФОРМИРОВАНИЕ НАРОДОВ КЧР.

1. Происхождение, расселение и формирование карачаевцев

1. Происхождение, расселение и формирование карачаевцев

Карачаевцы являются коренным народом республики, проживают почти во всех населенных пунктах КЧР, а также в Кисловодске, некоторых других городах и селениях Кавказских Минеральных вод Ставропольского края. За пределами России карачаевцы проживают в Турции, Сирии, Иордании, США, это потомки карачаевцев, вынужденных эмигрировать в период Кавказской войны. По неофициальным данным за рубежом насчитывается около 50 тыс. карачаевцев. В России более 200 тысяч карачаевцев, в Средней Азии и Казахстане 10 тыс. чел., оставшихся после депортации.

По вероисповеданию карачаевцы мусульмане-сунниты. По антропологическим признакам карачаевцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы, уходящей своими корнями в IV тыс. до н.э. Ярче всего о древнекавказской основе свидетельствует антропология. В академической науке давно установленным фактом является то, что к кавкасионскому типу европеоидной расы относятся карачаево-балкарцы, ингуши, чеченцы, сваны и осетины.

Основные характеристики представителей кавкасионского типа:

«Высокий рост, массивность черепа, нос часто с горбинкой, опущенный кончик носа, отличаются более обильным ростом бороды и более светлой пигментацией по сравнению с другими кавказскими народами.., подавляющее число светлых волос и глаз у жителей горских групп Кавказа является результатом повышенной солнечности и радиации в горах» - как пишет известный адыгский историк Бетрозов Р.Ж.

Крупнейший отечественный антрополог Алексеев В.П. пишет: «кавкасионская группа популяций, занимающая центральные предгорья Главного Кавказского хребта.., сформировалась без участия северных элементов на той же территории, которую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего к эпохе неолита или верхнего палеолита и относящегося к палеоевропейскому типу европеоидной расы».

Самоназвание «карачайлы», обращаются друг к другу говоря «алан». По поводу происхождения названия Карачай существует много версий. Этноним «Карачай» происходит от первичного гидронима «Кара чай», означающий великая река, а затем, как область проживания народа стал его этнонимом «карачайлы». Другие находят, что что оно произошло от имени легендарного родоначальника и предводителя карачаевцев Карчи.

Карачаево-балкарский язык относится к урало-алтайской языковой семье, тюркской языковой ветви. Кроме карачаево-балкарского языка в нее входят казахский, караимский, туркменский, татарский, башкирский, гагаузский, ногайский, кумыкский и другие языки.

Данные антропологии, археологии, этнографии, фольклора свидетельствуют о том, что древними предками карачаево-балкарского народа являются автохтонные (коренные) кавказские племена, которые явились субстратом – этническим фундаментом, на основе которого происходило формирование народа. Об этом свидетельствуют их физический тип, внешний облик, способы ведения хозяйства, жилища, пища, материальная и духовная культура. Иными словами, основа карачаево –балкарцев уходит корнями в местную, кавказскую этническую среду древнейшего населения эпохи каменного века.

В течение V-IV вв. до н.э. автохтонное население на территории расселения племен кавкасионского антропологического типа было представлено тремя последовательно сменявшими друг друга общностями, условно называемыми «майкопцы» раннебронзовый век, «северокавказцы» (среднебронзовый век) и « кобанцы» (позднебронзовый век- раннежелезный век).

К среднебронзовому веку относится и появление в Предкавказье второй волны степных племен - носителей т.н. катакомбной культуры.Так условно именуют пришлые на Сев.Кавказ степные племена, у которых бытовал обряд захоронения своих покойников в особых погребениях- катакомба это грунтовый склеп, к которому идет коридор – дромос, посредница между миром живых и мертвых.

На территории Карачая памятники катакомбников XVI-XIV вв. до н.э. выявлены у г.Усть-Джегуты, с. Холоднородниковского, ст. Суворовской, причем к ним относят 63 из 220, изученных здесь погребений среднебронзового века), что указаниет на продвижение в сер. II тыс. до н.э. более или менее значительных групп катакомбников вплотную к предгорьям региона. Носители катакомбной культуры с самого начала наложили существенный отпечаток на формирование Северокавказской культуры.

Таким образом, Кобанская культура уходит корнями в Северокавказскую, а Северокавказская в Майкопскую. Эти этнокультурные общности не только последовательно сменяли друг друга, но и были генетически связаны между собой. Носители этих культур (которых еще называют «древние кавказские племена») и стали тем этническим ядром, на котором происходит дальнейшее формирование карачаево-балкарского этноса.

СКИФО-САРМАТО-АЛАНСКИЙ ПЕРИОД

Начальное проникновение скифов на Северный Кавказ фиксируется, прежде всего, по находкам наиболее архаических удлиненно-ромбических, бронзовых двухлопастных наконечников стрел скифского типа и погребальных комплексов. Эти комплексы археологически отражают факт встречи местного доскифского населения и пришельцев с востока. К числу этих комплексов относятся, прежде всего, погребения у хут. Кубанского, погребения у Лермонтовского могильника в Пятигорье, а также, вероятно, комплекс из ст. Махошевской в Прикубанье. Суммарно они датируются первой половиной - серединой VII в. до н.э.

Начало VII в. до н.э. – время появления скифов на территории Северного Кавказа.

Именно с этого времени мы можем употреблять термин «скифы» в отношении кочевого населения, обитавшего на просторах Северного Кавказа и Причерноморских степей, а также обладавшего вполне определенной культурой, представленной поселениями, городищами и курганами. Изучение археологических памятников Северного Кавказа дает основание предположить, что центр скифского политического объединения в эпоху переднеазиатских походов и сразу после их окончания находился в степях Прикубанья и Северного Кавказа.

Памятники скифского времени известны возле х. Дружба (погребение мужчины с конем), у а. Жако, у с. Кызыл-Кала, в Домбае, Малокарачаевском районе.

САРМАТЫ

Период с III в. до н.э. по III в. н.э на Северном Кавказе называют « сарматским временем». Родиной сарматских племен являются Приволжско- Приуральские степи. На рубеже 5-4 вв. до н.э. начинается массовое передвижение сарматских племен, стимулируемое экон. потребностями и оформлением т. н. военной демократией. Сарматы уже на рубеже 4-3 вв. представляла самую грозную силу Евразийских степей. Памятники сарматской культуры обнаружены в Малом Карачае, Хурзуке и т.д. В 40- 49-е гг. разразилась война между Римом и боспорским царем Митридатом. После войны между сарматскими племенами сираков и аорсов, в 49 г. аланы возвысились над племенами сарматского круга в Центральном Предкавказье, стали доминировать в равнинной, а затем и в предгорной части Северного Кавказа. Аланы и асы на исторической арене появляются одновременно и примерно в одних и тех же районах, где ранее обитали скифы и сарматы.

В I в н.э. на страницах исторических хроник впервые появилось имя народа «аланы». С этого времени они начинают доминировать в равнинной, а затем и в предгорной части Северного Кавказа. Близ северо-восточных границ Римской империи, на равнинах между Аралом, Дунаем и Кавказским хребтом и там, где испокон веков кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Имя алан, которых уже римский писатель I в. Лукиан называет «суровыми и вечно воинственными», быстро стало известно на Западе и на Востоке и полторы тысячи лет привлекало внимание древних писателей и историков.

«Армянская география» VII в. упоминает об аланах, которые в этот период вошли в состав Великого Хазарского Каганата – крупнейшей империи Юго-Восточной Европы. Значительная часть алан составляла основу гуннского войска. По сообщению Аммиана Марцеллина гунны и аланы были кочевниками, находившимися в IV в. примерно на одном уровне социально-экономического и культурного развития, которое может быть оценено как заключительный этап военной демократии. Сказанное существенно потому, что объясняет ту легкость, с которой часть алан вступила в союз с гуннами и вместе с ними двинулась дальше на запад. Движущие стимулы и цели были одни.

Часть алан ушла с гуннами на запад и дошла до Франции, Испании и Африки. Оставшиеся после нашествия гуннов аланы приходят в себя, обустраиваются большей частью в горах от Лабы на западе до Аргуна и Сунжи на востоке.

Во второй половине VI в. Северный Кавказ попадает под контроль империи Тюркитов – Великий Тюркский Каганат, простиравшийся от Черного моря до Тихого океана. С VII по X в. Алания входила в Хазарский каганат, занимавший весь юго-восток Европы.

Рубеж XI-XII вв. – расцвет Аланского царства. Столицей Алании являлся город Маас - нынешнее Нижнее - Архызское городище. Во внешней политике Алания ориентировалась на Византийскую империю, с которой были установлены не только политические и религиозные, но и экономические и культурные связи. По сей день, совершенные по стилю и пропорции, христианские аланские храмы стоят немыми свидетелями той эпохи. Это Шоанинский храм у г. Карачаевска, Сентинский храм – над А. Сынты и храмы в Нижнем Архызе.

Несмотря на то, что это царство в разные периоды своей истории входило в состав великих империй, оно продолжало в некоторой степени сохранять независимую государственность.

ГУННЫ, БОЛГАРЫ, ХАЗАРЫ

ГУННЫ

Китайские источники под названием сюнну сообщают, что гунны появляются неожиданно в III веке до н.э. уже в виде вполне сформировавшегося государственного объединения во главе с царем, военачальниками, административно-военными структурами.

В степях Юго-Восточной Европы гунны появились внезапно в 70-х годах IV в. Овладев Прикубаньем, гунны зимой, по льду, переправились через Керченский пролив и разгромили богатые города Боспорского царства. В середине II в. автор стихотворного «Описания населения земли» Дионисий упоминает гуннов где-то в Прикаспии. Во второй половине II в. их отмечает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV в. эти краткие упоминания мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось ужасным.

Своего расцвета империя гуннов достигла в правление знаменитого Атиллы, один из его сыновей управлял восточной окраиной державы, в которую входил и Северный Кавказ. Империя Атиллы занимала пространство от Байкала до Дуная, от Предгорий Кавказа до Скандинавии. Смерть Атиллы (453 г.) и распад гуннской державы не изменил ситуацию на Северном Кавказе. Здесь по-прежнему господствуют гуннские племена.

БОЛГАРЫ (БУЛГАРЫ)

Из гуннского круга болгаро-хазарские племена появились на Кавказе ранее всех. В 350 г. о хазарах в Закавказье упоминает «История агван», а в 354 г. о болгарах на Северном Кавказе сообщает Греческий Хронограф.

В 567-571 г.г. в состав Великого Тюркского каганата был включен Северный Кавказ. Великая империя распалась в 604 году, на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. В 630 году Западно-Тюркский каганат прекратил свое существование.

Подавляющее большинство племен, так и не смогли организоваться и возглавить ни одного достаточно крупного государственного союза. Исключение составляют только два племени: болгары и хазары. Оба народа примерно столетие (с середины VI по 30-е годы VII в.) входили в состав Западно-Тюркского каганата, занимая его крайние западные владения – Приазовье и Прикаспийские степи. Западно-Тюркский каганат прекратил свое существование после 630 г., а его наследниками на Северном Кавказе стали Хазария (с каганами из тюркютского дома Ашина) и Великая Булгария (болгарский род Дуло, хан Кубрат).

После гибели последнего в ходе борьбы двух знатных родов Ашина и Дуло на обширных пространствах, бывших под властью Тюркского каганата, образовалось несколько подобных ему государственных объединений. Правящий род Ашина и его противник – род Дуло приняли самое деятельное участие в формировании болгарского и хазарского политических объединений.

Хан кутригуров Кубрат (годы правления: 632 – 665 (660?) успешно продолжал начатое Органой (основателем династии Дуло) объединение булгарских племен и освобождение их из-под власти Западно-Тюркского каганата. Кубрату удалось объединить свою орду с другим болгарским племенем утигуров (находившихся ранее в зависимости от тюрков), а также с угрским племенем оногуров. Так возникла Великая Булгария.

После смерти хана Кубрата оно распалось. Хазарский каганат как наследник Тюркского государства не мог не претендовать на булгарские земли, которыми когда-то владели тюрки. Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что хазары и булгары были родственными народами, и борьба между ними как бы шла за первенство в едином национальном государстве. Видимо, после смерти Кубрата, борьба между хазарами и булгарами шла с переменным успехом, ибо она закончилась лишь к 80-м годам VII в. полной победой хазар.

Ослабевшие северокавказские болгары в Приазовье возглавил старший сын Кубрата – Батбай Баян, Батбаян. Его орда двинулась вверх по Кубани, дошла до современного Невинномыска, где разделилась. Одна часть продолжила движение по правому берегу Кубани и проникла на территорию КЧР, а другая направилась в сторону Пятигорья, позднее они, как и аланы, вошли в состав Хазарии. С болгарами связывают на территории КЧР тюркские рунические надписи IX-X вв., а также хазаро-болгарский город Хумара.

К этнониму болгар восходит наименование балкарцев – жителей Черекского ущелья, которые в русских документах известны как «болхары».

Хазария 300 лет, с середины VII до середины X в. – гегемон Северного Кавказа, в состав каганата входили в разное время все без исключения народы Северного Кавказа. К началу VIII века территория Карачая уже входила в состав Хазарского каганата. С хазаро-болгарским наследием связывается появление на Северном Кавказе 12-летнего животного календарного цикла. Хазары сыграли роль в этногенезе карачаево-балкарского народа, чувашей, некоторых финских народов Поволжья, татар, и на хазарской основе сформировался уникальный тюркский народ иудейского вероисповедания – караимы. Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, принадлежали к племенам булгарской группы, первые из которых появились в Европе в 463 году.

В конце VII века хазары прочно контролировали большую часть степного Крыма, Приазовья и Северного Кавказа.

Крупнейшим археологическим памятником Хазарского каганата на Северном Кавказе является известный болгарский город Хумара на правом берегу Кубани у селения Хумара. Этот город-крепость был обнесен мощной каменной стеной, толщина которой достигает от 3.5 м до 6 м. Активная жизнь на этом городище протекала на протяжении VIII-Х веков, хотя следы поселения на месте этого памятника прослеживаются с глубокой древности.

Все известные находки и сведения письменных источников говорят о том, что Хумара являлась крупнейшим военно-политическим и культурно-экономическим центром кавказских болгар и всего Хазарского каганата.

Большое количество болгарских археологических памятников известно в ближайших окрестностях Хумары. Здесь следует отметить более 10 болгарских поселений у г. Кисловодска, памятники в местности Тамгацик, в верховьях реки Индыш (в местности Индыш-баши, Джашырын-кала и др.), у реки Уллу-кам (истоки Кубани) в Карачае.

Традиционная культура карачаевцев и балкарцев насыщена множеством болгарских параллелей. Это относится и к войлочным изделиям, элементам мужской и женской одежды: меховая оторочка кафтанов, широкие платья типа кимоно, рубашки, платки-пледы (джаулукь), именующиеся так же, как и у карачаево-балкарцев, а также женские украшения – серьги в виде знака вопроса и мн. др. Много общего и в традиционной пище, например, кислое молоко – айран и пр.

В сер. X в. Хазарское государство распалось. Блистательный метеор погас. Его отблески сохраняет карачаево-балкарский этнос, сохранивший в этнической памяти компоненты этногенеза: скифо-сармато-аланский, гунно-хазаро-булгарский.

Куманы или половцы во второй половине XI в. появились в качестве хозяев южных степей, были разделены на два государственно-племенных объединения – Белую (Западную) Куманию и Черную (Восточную).

По археологическим данным в XII в. куманы – кипчаки проникли в аланские предгорья по линии Коба-Баши-Исправная-Кубина, поэтому отмечается наличие кипчакских древностей в горной зоне в Нижнем Архызе. Следы куманского компонента в этногенезе карачаево-балкарского народа распределено неравномерно. Наиболее ярко проявляется в Черекском ущелье Балкарии, Дигории. Кипчакский компонент не был существенным, ни тем более решающим в этногенезе, ни в фольклоре, где не сохранилось о них упоминаний, в отличие от имен хазаро-булгар, гуннов, алан.

Таким образом, своеобразие карачаево-балкарского этногенеза заключается в том, что в нем равноправную роль сыграли сугубо кавказский субстрат, местные кавказские племена, являющиеся этническим ядром, на которое наслоились последующие составляющие процесса. Как известно, это носители майкопской, северокавказской и кобанской (западный ее вариант) археологических культур.

Майкопская культура двуприродна, она создана автохтонами Северного Кавказа при воздействии переднеазиатских культур. Происходит процесс контактов и смешений с майкопцами, вторгшихся в предгорно-плоскостные районы Прикубанья и Центрального Кавказа, дольменников. (Дольмены -надземные монументальные мега склеповые погребальные сооружения).

Закату майкопской культуры способствовало влияние более отсталой культуры степных племен, носителей катакомбной культуры.

Сама северокавказская культура является преемницей майкопской, под влиянием катакомбников часть протокарачаево-балкарского населения смешалась с ними, другая часть ушла в горы.

Кобанская культура, преемница северокавказской, представляла собой культуру позднего бронзового века и начала железного.

Первый этап формирования кобанской культуры – период формирования и становления относится к XII - середине IX вв. до н.э.

Второй этап период расцвета культуры относится ко второй половине IX–VII вв. до н.э.

Третий этап, когда происходит постепенное переоформление культуры под влиянием кочевников скифо-сарматского круга относится ко второй половине VII–V вв. до н.э.

С начала I тыс. до н.э начинается процесс интеграции скифов и позднекобанского населения. В I веке аланы возвысились над прочими племенами сарматского круга и начинают контактировать с автохтонами Северного Кавказа.

Во второй половине VII в. Алания входит в состав «блистательного метеора», «химеры» - Хазарского каганата.

На рубеже IV–V вв., по сведениям грузинской летописи «Житие Петра Ивера», гунны уже проживали совместно с предками карачаево-балкарского народа. С VII в. на территорию КЧР продвигаются болгары под предводительством хана Батбая, позже, как и аланы, они оказываются в составе Хазарского каганата. С середины VII до X века гегемоном Северного Кавказа являлась блистательная Хазария, куда без исключения входили северокавказские народы.

Имеющиеся данные позволяют выделить три значительных по времени периода формирования карачаевцев.

1 период – III тыс. до н.э. – VII в. до н.э. – древние кавказцы.

2 период – VII в. до н.э. – IV в. н.э. – расселение скифо-сармато-аланских племен.

3 период – IV в. н.э. – X в. н.э. – гунно-хазаро-болгарский этап формирования карачаево-балкарского народа.

Итак, карачаево-балкарский протоэтнос сложился в основном к X веку на основе многовекового (полторы тысячи лет) и перманентного смешения автохтонного горно-кавказского субстрата и степного пришлого суперстрата.

В итоге татаро-монгольских завоеваний и особенно походов Тимура единый протоэтнос, некогда носивший единое самоназвание алан, оказался расчленен на этнические группы (субэтносы), заселившие горную зону Центрального Кавказ. Эти самоназвания закрепились, как правило, от наименований мест жительства – баксанцы, безенгиевцы, чегемцы, холамцы, карачаевцы. Но для внутреннего пользования, как форму обращения к соплеменникам, все жители использовали прежнее самоназвание алан. Общее происхождение, один язык, уклад жизни, национальная ментальность обусловили то, что к началу XXI века все эти субэтносы по прежнему составляют и осознают себя как единый карачаево-балкарский народ.