Лекция 1. Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»
1.1. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки
Экономика – это область
знаний, изучающая человека, его действия и интересы. Она призвана определять,
как максимально и эффективно использовать
ограниченные ресурсы, природные запасы, капитал, трудовые ресурсы.
Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.
Эффективность – отношение результата к затратам для его достижения
Отрасль народного хозяйства – качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессиональным составом кадров. Выполняемых функций в системе общественного воспроизводства.
Выделяются две сферы в народном хозяйстве – сфера материального производства и непроизводственная или социальная сфера.
Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.
Образование – категория неоднозначная, многоаспектная:
- процесс приобретения знаний, навыков, умений;
- воспитание всесторонне развитой личности;
- отражает уровень грамотности, профессионализма;
- формирует социальную среду общества.
В Законе РФ об образовании «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определённых государством образовательных уровней (цензов). Иные грани образования интересуют философов, социологов, психологов.
Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса
Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию. Образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.
Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, т.е. исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства
Образование рассматривается в качестве «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, для экономики образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.
Что производится в образовании?
Образовательные услуги
Отличие образовательных услуг от продукции материального производства:
- производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляют видимого вещественного продукта! Они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;
- образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;
- с неосязаемостью образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;
- невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.
Образования – знания!
По характеру знаний:
- общее образование;
- специальное образование.
По объёму (уровню):
- дошкольное;
- начальная;
- основное общее и среднее общее;
- профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское).
Организационно-правовые формы системы образования: государственные;
муниципальные;
негосударственные.
В зависимости от реализуемой образовательной программы системы образования группируются:
● дошкольные;
● общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
● начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
● дополнительного образования взрослых;
● дополнительного образования детей;
● специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
● для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей