Лекция 1. Теоретические вопросы дисциплины «Экономика образования»

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

1.1. Образование как отрасль народного хозяйства и предмет экономической науки


Экономика – это область знаний, изучающая человека, его действия и интересы. Она призвана определять, как максимально и эффективно использовать  ограниченные ресурсы, природные запасы, капитал, трудовые ресурсы.

Экономика – это наука о законах экономического развития хозяйства, рассматривающая это хозяйство в развитии и взаимосвязи с внешней средой.

Эффективность – отношение результата к затратам для его достижения

Отрасль народного хозяйства – качественно однородная совокупность предприятий, учреждений и других хозяйственных единиц, характеризующихся общностью (сходством) условий труда (производства), профессиональным составом кадров. Выполняемых функций в системе общественного воспроизводства.

Выделяются две сферы в народном хозяйстве – сфера материального производства и непроизводственная  или социальная сфера.

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Образование – категория неоднозначная, многоаспектная:

- процесс приобретения знаний, навыков, умений;

- воспитание всесторонне развитой личности;

- отражает уровень грамотности, профессионализма;

- формирует социальную среду общества.

В Законе РФ об образовании  «Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определённых государством образовательных уровней (цензов). Иные грани образования интересуют философов, социологов, психологов.

Главная цель образования - удовлетворение потребностей людей в знаниях, навыках, умениях в интересах успешного развития способностей потенциала личности и общественного прогресса

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию. Образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономия использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

Образование относится к той сфере жизнедеятельности людей, где воспроизводятся способности работника к труду, формируются знания и морально-психологическое отношение к труду, т.е.  исключительная важность экономической функции образования состоит в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства

Образование рассматривается в качестве  «подготовительного цеха» для всей экономики страны. Таким образом, для экономики образование – специфическая отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности общества в образовательных услугах, занята подготовкой кадров, необходимых для разнообразных видов трудовой и иной деятельности.

Что производится в образовании?

Образовательные услуги

Отличие  образовательных услуг от продукции материального производства:

- производство образовательных услуг выступает в виде деятельности и не оставляют видимого вещественного продукта! Они как бы вливаются в потребителя и преобразуют его;

- образовательные услуги неотделимы от педагогического работника;

- с неосязаемостью образовательных услуг связана невозможность их хранения и транспортировки;

- невозможно оценить, выразить в стоимостной форме.

Образования – знания!

По характеру знаний:

      - общее образование;

      - специальное образование.

По объёму (уровню):

     - дошкольное;

     - начальная;

     - основное общее и среднее общее;

     - профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское).

Организационно-правовые формы системы образования:    государственные;

муниципальные;

 негосударственные.

В зависимости от реализуемой образовательной программы системы образования группируются:

● дошкольные;

● общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

● начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

● дополнительного образования взрослых;

● дополнительного образования детей;

● специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

● для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 


Вы прошли 0% лекции
0%