Лекция 2.1. Система образования РФ. Структурные элементы системы образования в РФ
2.1. Структурные элементы системы образования в РФ
Система образования РФ представляет собой совокупность:
● преемственных образовательных программ различного уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
● сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
● органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
● объединение юридических лиц, общественных и государственных общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Содержание образования, как сказано в ст. 14 Закона РФ «Об образовании», является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Образовательная программа составляет ядро всей системы образования. Все остальные элементы системы оказываются привязанными именно к ней.
Федеральные государственные стандарты устанавливают обязательный минимум содержания и условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические; результаты освоения основных образовательных программ.
При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные образовательные стандарты.
Центральным структурным элементом системы образования можно считать образовательные учреждения:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
4) специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
5) учреждения дополнительного образования детей и взрослых;
6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Каждый представленный тип образовательного образования включает в себя несколько видов.
Например, виды дошкольных учреждений: ясли, детский сад, центр развития ребёнка, дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида.
К видам общеобразовательных учреждений относят:
- общеобразовательная средняя школа;
- начальная средняя школа - гимназия;
- гимназия;
-лицей и др.
Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии представлены учреждениями с I по VIII вид для лиц, имеющих различные отклонения в развитии.
Образовательные учреждения по организационно-правовой форме могут быть:
- государственными (федерального подчинения или находиться в ведении региональных органов управления образования)4
- муниципальными;
- негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций),
Составным элементом системы являются также органы, осуществляющие управление в сфере образования, и подведомственные им учреждения и организации.
Организационная структура управления образованием РФ
Уровень управления |
Орган управления |
Примечание |
Федеральный |
Министерство образования и науки РФ |
|
Региональный |
Органы субъектов РФ |
Возможны структуры: Департамент образования при правительстве области, республики; Комитет образования; Управление образования; Министерство образования области, республики. |
Муниципальный |
Муниципальный |
Возможные структуры: Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет образования; Городской отдел образования; Управление образования при администрации города |
Принципиально новым инструментом управления в сфере образования для современной России явилась серия договоров между Министерством образования и науки РФ и субъектами РФ.
Однако Министерство образования и науки всё ещё сталкивается с разного рода противодействиями и смешением функций между основными действующими лицами: Российской Федерацией, субъектами РФ, местными органами самоуправления и образовательными учреждениями.
Субъекты РФ несут ответственность за практическое воплощение федеральной политики и за принятие решений, касающихся региональных особенностей образовательной системы
Компетенция органов власти субъектов РФ в области образования функционально практически идентична компетенции органов федеральной власти, за исключением того, что относится она к образовательным учреждениям регионального подчинения.
Субъекты РФ отвечают за финансовое подкрепление государственных гарантий доступности, бесплатности и обязательности среднего образования путём выделения субвенций местным бюджетам. Здесь имеется в виду право соответствующих органов устанавливать местные налоги и сборы на нужды образования и определять дополнительные к федеральным льготам и нормы материально-технического обеспечения обучающихся и педагогических работников.
Региональный уровень управления ответствен за установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.
Обязанностью муниципальных органов является осуществление повседневного текущего управления местной системой образования.
На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями:
● установлено шесть образовательных уровней (цензов), а также уровни образовательных программ (основные и дополнительные), в том числе четыре подуровня общеобразовательных программ и четыре – профессиональных;
● законодательно закреплены семь типов образовательных систем;
● закреплено несколько сотен направлений начального, среднего профессионального образования, несколько десятков направлений и более 300 специальностей высшего профессионального образования.
У каждого образовательного учреждения любого типа, вида, организационно-правовой формы есть учредитель, т.е. физическое или юридическое лицо, учредившее (создавшее) данное учреждение.
Учредителем образовательного учреждения в соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании» могут быть:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления;
2) отечественные или иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
5) физические лица.
По существу, учредителем образовательного учреждения может быть любой, кто пожелает взять на себя эту ответственность и весь груз проблем.
Каждый уровень управления системой образования ответствен за определённый уровень образования. В настоящее время существует распределение
Учредители учебных заведений в соответствии с уровнем реализуемых образовательных программ.
Учредители учебных заведений |
Федеральный уровень |
Региональный уровень |
Муниципальный уровень |
Уровни образования |
Среднее профессиональное |
Начальное профессиональное |
Дошкольное |
Высшее профессиональное |
Среднее профессиональное |
Общее среднее |
|
Послевузовское профессиональное |
Профессиональная подготовка взрослых |
Учреждение дополнительного образования |
Для негосударственных образовательных учреждений допускается совместное учредительство.
Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только РФ.
Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов РФ.