Практическое занятие №1
ЗАДАНИЕ 1. Текст разбейте на фразы, паузы между ними обозначьте знаком - //.
ЗАДАНИЕ 2. Каждую фразу разбейте на
речевые такты, обозначьте такты знаком - /. Определите, когда фраза и речевой
такт совпадают. Возможны ли варианты членения фразы на речевые такты? Обозначьте их знаком -
Образец:
Есть
в осени первоначальной
Короткая /, но дивная пора // -
Весь день стоит как бы хрустальный//,
И лучезарны вечера... //
Где бодрый серп гулял / и падал колос/,
Теперь уж пусто все// - простор везде//, -
Лишь паутины тонкий волос/
Блестит на на праздной борозде//.
Ф. Тютчев.
Вариант 1.
Я думал, что любовь погасла навсегда,
Что в сердце злых страстей умолкнул глас мятежный,
Что дружбы, наконец, отрадная звезда
Страдальца довела до пристани недежной.
А.Пушкин.
Вариант 2.
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Ф.Тютчев.
Вариант 3.
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует.
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием томим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры ... но о ней не просит...
Ф.Тютчев.
Вариант 4.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
А.Фет.
Вариант 5.
В угрюмом сумраке ночей безлунных
Люблю я зыбкость полусонных вод.
Приникнув к жесткости оград чугунных,
Люблю следить волны унылый ход.
Свет фонарей, раздробленный движеньем,
Дрожит в воде сильней недлинных змей,
А баржи спят над зыбким отраженьем
Глубоким сном измученных зверей.
В Брюсов.
Вариант 6.
Один из голубых и мягких вечеров...
Стебли колючие и нежный шелк тропинки,
И свежесть ранняя на бархате ковров,
И ночи первые на волосах росинки.
Ни мысли в голове, ни слова с губ немых,
Но сердце любит всех, всех в мире без изъятья,
И сладко в сумерках бродить мне голубых,
И ночь меня зовет, как женщина, в объятья...
И.Анненский.
Вариант 7.
Прячет месяц за овинами
Желтый лик от солнца яркого,
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево.
Пеной рос заря туманится,
Словно жуть очей невестиных,
Прибрела весна, как странница,
С посохом в лаптях берестиных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
С.Есенин.
Вариант 8.
Город. Зимнее небо.
Тьма. Пролеты ворот.
У Бориса и Глеба
Свет, и служба идет.
Лбы молящихся, ризы
И старух шушуны
Свечек пламенем снизу
Слабо озарены.
А на улице вьюга
Все смешала в одно,
И пробиться друг к другу
Никому не дано.
Б. Пастернак.
Вариант 9.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты -
Все улеглось! Одно осталось ясно -
Что мир устроен грозно и прекрасною
Что легче там, где поле и цветы.
Н.Рубцов.
Вариант 10 а.
К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду - костер, и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев.
И.Бунин.
Вариант 10 б.
На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь - велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться в пруд.
И.Бунин.
Контрольные вопросы
1. Что такое фонетика в узком и широком понимании?
2. Что входит в понятие “звуковые средства языка?
3. На какие отрезки членится речевой поток?
4. Какие слова могут выступать в качестве клитик?