Практическое задание № 4

Практическое задание

Классификация языков мира

Вопросы самоконтроля

 

1.              Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном.

2.              Чем определяется степень распространенности языка? На­зовите наиболее распространенные языки мира.

3.              Что такое международные языки? Назовите их.

4.              Какие языки называют «мертвыми»? Что дает изучение «мертвых» языков? Какие «мертвые» языки вам известны?

5.              Что лежит в основе генеалогической классификации язы­ков? Объясните термин «генеалогическая».

6.              Объясните принципы построения генеалогической класси­фикации языков.

7.              На основе чего устанавливается общность или различие про­исхождения языков?

8.              Как называется тот метод, при помощи которого устанавли­вается родство языков?

9.              Раскройте значения терминов «семья языков», «группа (или «ветвь») языков».

10.          Чем объясняется разная интерпретация генеалогической принадлежности некоторых языков?

И. Идентичны ли понятия территориальной общности языков и общности их происхождения? Аргументируйте ответ и проил­люстрируйте его примерами.

11.Как можно объяснить генеалогическую общность языков, территориально отдаленных друг от друга? Приведите примеры таких языков.

 

 

Практические задания

1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков (выпи­шите их колонками по семьям). Укажите, какие из них являют­ся государственными и где:

а) санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алтайский, итальянский, ирландский, креольский, венгерский, аварский, чувашский, тамильский, эскимосский, майя, калмыкский, марийский, финский, португальский, прусский, датский, польский, киргизский, бенгали, вьетнамский, маори, цыганский, молдавский, курдский;

 

б) таджикский, идиш, тохарский, албанский, половецкий, але­утский, чукотский, мегрельский, русский, финикийский, англий­ский, синдхи, персидский, татарский, узбекский, скифский, испан­ский, мордовский, чешский, бретонский, армянский, сванский, эс­тонский, осетинский, болгарский, бурский, бурятский, тибетский, яванский, кашубский;

 

в) кетский, арабский, португальский, турецкий, немецкий, ал­банский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, ки­тайский, чукотский, мадьярский, словацкий, испанский, узбек­ский, английский, армянский, латгальский, литовский, польский, каталанский, бенгали, корейский, башкирский, киргизский, авар­ский. хиндустани, исландский, македонский;

 

г) японский, грузинский, вьетнамский, бирманский, азербай­джанский, хеттский, казахский, молдавский, мордовский, несит- ский, итальянский, бретонский, датский, словацкий, башкирский, сванский, афганский, лезгинский, маратхи, осетинский, пенджа- би, украинский, сербо-хорватский, кашубский, латышский, норвеж­ский, голландский, латинский, фламандский, уэльсский;

 

д) провансальский, французский, ирландский, белорусский, бол­гарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, рус­ский, словенский, старославянский, румынский, шотландский, мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, зулусский, голландский, грузин­ский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.

 

2.Распределите по группам следующие индоевропейские языки:

греческий, бретонский, белорусский, македонский, литовский,кашубский, бенгали, афганский, английский, румынский, лат­гальский, исландский, чешский, осетинский, санскрит, француз­ский, талышский, молдавский, провансальский, русский, фризский, латышский, полабский, африкаанс, испанский, латинский, хетт­ский, шотландский, немецкий, рето-романский, галльский, армян­ский, ирландский, готский, шведский, польский, цыганский, тад­жикский, словацкий.

 

3.Укажите, какие народы и в каких странах говорят на нижесле­дующих языках, определите принадлежность этих языков к семьям и группам:

 

а) русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чу­котский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, урду;

 

б) таджикский, татарский, бенгали, македонский, корейский, грузинский, тамильский, японский, бирманский, баскский, казах­ский, молдавский, итальянский, бретонский, датский, малайский, осетинский, голландский, персидский, арабский, каталанский;

 

в) киргизский, аварский, вьетнамский, азербайджанский, мор­довский, словацкий, башкирский, афганский, сванский, лезгин­ский, пенджаби, норвежский, фламандский, суахили, украинский, маратхи, финский.

 

4.Какие из перечисленных языков легче выучить русскому уча­щемуся и почему:

украинский, польский, английский (французский, немецкий), финский, эскимосский.

5.В каких странах распространен английский язык? Где он используется как государственный язык? Назовите языки одной с ним группы.

6.В каких странах распространен французский язык? Где он используется как государственный язык? Назовите языки одной с ним группы

7.В каких странах распространен немецкий язык? Где он является государственным языком? Назовите языки той же группы.

8.Назовите группы индоевропейской семьи языков и укажите, представители каких групп встречаются на территории РФ. Какие это языки и где они используются?

9.Назовите языки тюркской семьи, распространенные на терри­тории РФ.

ЛИТЕРАТУРА

Реформатский A.A. Введение в языковедение. М.э 2003, § 74 — 78.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987, с. 262 — 275.

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2003, с. 260 — 280.

Баранникова Л. И. Введение в языкознание. Саратов, 1973, § 64 — 73.

Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение язы­кового родства. М., 1955.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975, с. 280 — 290.