Практическое задание № 4
Практическое задание
Классификация языков мира
Вопросы самоконтроля
1. Объясните разницу между языком, диалектом и жаргоном.
2. Чем определяется степень распространенности языка? Назовите наиболее распространенные языки мира.
3. Что такое международные языки? Назовите их.
4. Какие языки называют «мертвыми»? Что дает изучение «мертвых» языков? Какие «мертвые» языки вам известны?
5. Что лежит в основе генеалогической классификации языков? Объясните термин «генеалогическая».
6. Объясните принципы построения генеалогической классификации языков.
7. На основе чего устанавливается общность или различие происхождения языков?
8. Как называется тот метод, при помощи которого устанавливается родство языков?
9. Раскройте значения терминов «семья языков», «группа (или «ветвь») языков».
10. Чем объясняется разная интерпретация генеалогической принадлежности некоторых языков?
И. Идентичны ли понятия территориальной общности языков и общности их происхождения? Аргументируйте ответ и проиллюстрируйте его примерами.
11.Как можно объяснить генеалогическую общность языков, территориально отдаленных друг от друга? Приведите примеры таких языков.
Практические задания
1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков (выпишите их колонками по семьям). Укажите, какие из них являются государственными и где:
а) санскрит, абхазский, баскский, украинский, туркменский, алтайский, итальянский, ирландский, креольский, венгерский, аварский, чувашский, тамильский, эскимосский, майя, калмыкский, марийский, финский, португальский, прусский, датский, польский, киргизский, бенгали, вьетнамский, маори, цыганский, молдавский, курдский;
б) таджикский, идиш, тохарский, албанский, половецкий, алеутский, чукотский, мегрельский, русский, финикийский, английский, синдхи, персидский, татарский, узбекский, скифский, испанский, мордовский, чешский, бретонский, армянский, сванский, эстонский, осетинский, болгарский, бурский, бурятский, тибетский, яванский, кашубский;
в) кетский, арабский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, мадьярский, словацкий, испанский, узбекский, английский, армянский, латгальский, литовский, польский, каталанский, бенгали, корейский, башкирский, киргизский, аварский. хиндустани, исландский, македонский;
г) японский, грузинский, вьетнамский, бирманский, азербайджанский, хеттский, казахский, молдавский, мордовский, несит- ский, итальянский, бретонский, датский, словацкий, башкирский, сванский, афганский, лезгинский, маратхи, осетинский, пенджа- би, украинский, сербо-хорватский, кашубский, латышский, норвежский, голландский, латинский, фламандский, уэльсский;
д) провансальский, французский, ирландский, белорусский, болгарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, русский, словенский, старославянский, румынский, шотландский, мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, зулусский, голландский, грузинский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.
2.Распределите по группам следующие индоевропейские языки:
греческий, бретонский, белорусский, македонский, литовский,кашубский, бенгали, афганский, английский, румынский, латгальский, исландский, чешский, осетинский, санскрит, французский, талышский, молдавский, провансальский, русский, фризский, латышский, полабский, африкаанс, испанский, латинский, хеттский, шотландский, немецкий, рето-романский, галльский, армянский, ирландский, готский, шведский, польский, цыганский, таджикский, словацкий.
3.Укажите, какие народы и в каких странах говорят на нижеследующих языках, определите принадлежность этих языков к семьям и группам:
а) русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, урду;
б) таджикский, татарский, бенгали, македонский, корейский, грузинский, тамильский, японский, бирманский, баскский, казахский, молдавский, итальянский, бретонский, датский, малайский, осетинский, голландский, персидский, арабский, каталанский;
в) киргизский, аварский, вьетнамский, азербайджанский, мордовский, словацкий, башкирский, афганский, сванский, лезгинский, пенджаби, норвежский, фламандский, суахили, украинский, маратхи, финский.
4.Какие из перечисленных языков легче выучить русскому учащемуся и почему:
украинский, польский, английский (французский, немецкий), финский, эскимосский.
5.В каких странах распространен английский язык? Где он используется как государственный язык? Назовите языки одной с ним группы.
6.В каких странах распространен французский язык? Где он используется как государственный язык? Назовите языки одной с ним группы
7.В каких странах распространен немецкий язык? Где он является государственным языком? Назовите языки той же группы.
8.Назовите группы индоевропейской семьи языков и укажите, представители каких групп встречаются на территории РФ. Какие это языки и где они используются?
9.Назовите языки тюркской семьи, распространенные на территории РФ.
ЛИТЕРАТУРА
Реформатский A.A. Введение в языковедение. М.э 2003, § 74 — 78.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987, с. 262 — 275.
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2003, с. 260 — 280.
Баранникова Л. И. Введение в языкознание. Саратов, 1973, § 64 — 73.
Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. М., 1955.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975, с. 280 — 290.