МОДЕЛИ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

2. Концепция Мэри Элен Ричмонд.

Генезис социальной работы был тесно связан с реализацией новых идей и концепции в области социальной деятельности Мэри Элен Ричмонд. По инициативе М.Э. Ричмонд в 1898 г. была открыта первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Ее труды «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» (1899), «Социальные диагнозы» (1917) стали первыми учебными пособиями. 

Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, как невозможность индивида полноценно построить свою независимую самостоятельную жизнь. Она отводила клиенту роль больного, полагала, что задачей социального работника является «социальное врачевание» индивида, формирование его способности самостоятельно решать свои проблем.

За основу понимания социальной работы как профессионального вида деятельности она взяла медицинскую модель, согласно которой взаимодействие социального работника и клиента рассматривалось как совокупность определенных структурных элементов, представляющих собой следующую логическую цепочку: сбор фактов – социальный диагноз – социальная терапия. Ею была проведена мысль о том, что самым основным в социальной работе является постановка социального диагноза и использование его при выборе метода оказания социальной помощи.

Поэтому Ричмонд рассматривала социальную помощь как совокупность мер, результатом которых являются изменения и индивида, и социальной среды. Социальные мероприятия по оказанию социальной помощи клиенту она подразделяет на две категории, обусловливающие друг друга: косвенный метод лечения; непосредственный метод. Эти методы воздействия на клиента обусловили в дальнейшем развитие двух основных направлений в теории социальной работы – психологическое и социологическое.

 В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В качестве теоретической основы была взята медицинская модель. Суть диагностического подхода к работе с клиентом схематично можно обозначить следующим образом: изучение – диагноз – лечение. Акцент при этом делается на диагнозе, необходимости собрать как можно больше объективных данных о клиенте, его личности. Оценке ситуации клиента отводится вторичная роль. Основная задача социального работника, согласно данной модели, – в лечении клиента, понимаемом как изменение его личности. Социальный работник выступает как эксперт, на котором лежит ответственность за изменение.

Однако влияние психоанализа  З. Фрейда способствовало тому, что основное внимание сосредоточивалось на внутреннем мире клиента, социальные процессы и социальная среда отодвигались на задний план, основной акцент перемещается на сбор информации о детстве клиента, оценке его личности. Отношения между клиентом и социальным работником приобретают авторитарный характер. Данная модель практики социальной работы уже в начале ХХ в. за медицинский ее характер, пассивную роль, отводимую клиенту в процессе его терапии, подвергалась критике со стороны ее оппонентов.  

На базе критики анализируемой модели практики социальной работы в 1930-х гг. произошло становление функциональной модели, видную роль в развитии которой сыграли О.Ранк и К. Роджерс. Новое направление стало развиваться в Пенсильванской школе социальных работников в 1930-х гг., оно было связано с интересом к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а скорее, как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Согласно концепция В. Робинсона клиент является центром процесса оказания помощи, и сам выбирает тему для обсуждения прошлого.

По утверждению функциональной школы, невозможно познать «Я» другого человека. Вместо этого необходимо создавать такие отношения, при которых клиент может раскрыться. Это требует от социального работника знание самого себя. Подготовка социального работника должна заключаться в «тотальном вживании», которое способствует саморазвитию и самопознанию.

Представители данного течения основное внимание уделяли не постановке диагноза, а началу процесса обслуживания клиента, началу процесса изменений, структуре данного процесса, построению «правильных» отношений «клиент – социальный работник». Важное значение в построении такого взаимодействия имеет заключение контракта, который может быть письменным или устным, формальным или неформальным. Цель контракта – прежде всего в обсуждении и достижении согласия относительно формы, содержания и задач предстоящего контакта. Если подобное согласие не имеет места, то появляется риск столкнуться с серьезным расхождением в ожиданиях сторон. Это ведет, в свою очередь, к разочарованию, появлению новых проблем. Словом, первоочередная задача контракта – в уточнении ожиданий каждого участника.

Обсуждение контракта и планирование совместной работы создают ощущение надежности и повышают мотивацию, вместе с тем предоставляют клиенту возможность отказаться от контракта и даже любого контакта.

Среди основных составляющих контракта принято выделять следующие проблемы, на которых необходимо сосредоточить внимание: цель контакта, место встреч, частота и продолжительность встреч, методы совместной работы, обязательства по сохранению тайны. Наряду с этим в контракте даются ответы и на такие вопросы, как: какие дополнительные структуры будут или должны быть задействованы, каковы правила в случае отсутствия клиента или появления его в нетрезвом виде, какие правила существуют в учреждении, если речь идет об определении туда клиента.

Особо значимо заключение контракта со слабо мотивированным клиентом. Профессионально заключенный контракт включает в себя не только требования и ожидания сторон, но и те выгоды, возможности, которые клиент может получить благодаря контакту и сотрудничеству.

Таким образом, основной акцент делался на таких понятиях, как структура и процесс, а также на построении правильного взаимоотношения социального работника и клиента. Было введено понятие самоопределения – права клиента решать за себя. Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальной работы и отказ от авторитарных и формальных отношений, характерных для диагностического подхода. Задачей специалиста становится принятие ответственности за процесс оказания помощи.

Параллельно с функциональной школой идет становление и развитие психосоциальной модели практики социальной работы. Видную роль в этом процессе сыграла Г. Гамильтон. Именно она вводит понятие «личность в ситуации». В силу того, что понятие «ситуация» – одно из ключевых в данном подходе, остановимся поподробнее на его трактовке. Ситуация – это, как постулируют Ф. Знанецкий и У. Томас, набор ценностей и установок, с которыми индивид или группа имеют дело в процессе деятельности и по отношению к которым планируется эта деятельность и оцениваются ее результаты[1] . Ситуация включает в себя ряд данных: 1) объективные условия, которые в данный момент прямо или косвенно воздействуют на статус индивида или группы; 2) предшествующие установки индивида или группы, которые в данный момент оказывают действительное влияние на их поведение; 3) определение ситуации, т.е. более или менее ясная концепция условий и осознание установок, предваряющие любой акт воли. Ситуация может быть изменена либо путем изменения объективных условий, либо путем изменения установок, либо путем изменения и того, и другого.

Согласно анализируемой модели, клиент должен быть активным участником процесса изменений, взаимодействуя с внешней средой. Клиент «сам рисует свой билет». Социальный работник помогает ему в адаптации к условиям социального окружения – в этом цель социальной работы.

В 50-60-х гг. ХХ в. получает развитие системный подход в практике социальной работы, согласно которой предметом профессионального внимания специалиста становится клиент во внешней среде. Клиент являет собой систему, которая, в свою очередь, – элемент другой, более широкой, системы, получившей название внешней среды. Каждый человек является участником нескольких систем – семья, круг друзей, школьный или трудовой коллектив. Все они оказывают взаимовлияние, и это необходимо учитывать социальному работнику в своей работе. В процессе оказания помощи специалист призван работать с клиентом во внешней среде, ибо они взаимоопределяют друг друга. Внешняя среда – это совокупность физических и социальных факторов, внешних по отношению к системе, которые непосредственно принимаются во внимание в процессе принятия решений индивидами в системе. Что конкретно включать в клиентную систему, а что в ее релевантную внешнюю среду, зависит от вида системы, ее целей, внутренней структуры, отношений с другими системами и многих других факторов (А. Пинкус, А. Минахан).

Словом, необходимо изучить внешнюю среду клиента с точки зрения его действительных нужд, определить, подходит ли она клиенту и можно ли произвести в ней изменения в тех случаях, когда они действительно необходимы. При этом важно помнить, что радикальные изменения (например, смена места жительства) нежелательны, ибо они могут привести к стрессу.

Работа с окружением может проходить по ряду направлений:

– обеспечение нужд клиента на дому (приход сиделки, парикмахера, помощника по ведению домашнего хозяйства, священника);

– восстановление контакта с внешним миром;

– работа с людьми, окружающими клиента и имеющими то или иное влияние на него: родными, сослуживцами, продавцами в близлежащих магазинах и т.п.).

В настоящее время растущую популярность приобретает сетевая модель социальной работы. Она получила особое распространение в Германии в ходе ее объединения; в ситуации потери идентичности, характерной для всего Восточно-Европейского региона в процессе становления обществ с рыночными отношениями.

Понятие «сеть» является коммуникационным аналогом другого понятия – «группа», в отличие от которой для сети характерны непосредственные и интенсивные связи и взаимодействие входящих в нее элементов. Речь идет, в частности, о работе по месту жительства, с использованием общинных методов работы, о создании групп само- и взаимопомощи. Именно последние способствуют предупреждению ситуации клиента, отдаляют время попадания находящегося в трудной жизненной ситуации человека в стационарные учреждения социальной защиты населения. Такого рода группы объединяют тех, кто помогает и кому помощь оказывается «в одном лице», здесь нет жесткой иерархической структуры. В такие группы в любое время можно войти, как, впрочем, и в любое время их покинуть.

Разумеется, с помощью подобного рода групп не все проблемы оказавшихся в трудной жизненной ситуации людей могут быть решены, но именно такие группы стимулируют не зависимое существование, ответственное поведение, что оценивается человеком, как правило, гораздо выше, чем безопасность и защита.

Существует также концепция социального действия в социальной работе. Каждый человек есть носитель двух начал – биологического и социального. Человеческие действия как самоорганизующаяся система в социальном аспекте регулируются символами – язык, ценности и нормами, которые обусловливают индивидуальные действия в зависимости от общепринятых норм и ценностей. Но поступки человека несут определенное проявление иррациональности и независимости действий от условий среды, и в то же время находятся в зависимости от субъективных «определенных ситуаций». Вот почему социальному работнику необходимы не только специфические знания теории и методов социальной работы, но и достаточные представления об обществе, потребностях и интересах различных социальных групп, законодательстве и общепринятых нормах, культурных и этнических различиях потенциальных клиентов. 

Вместе с тем социальный работник может рассчитывать на успех во взаимодействии с клиентом, когда он учитывает не только статус и другие социальные, но и индивидуальные физические и психические характеристики, то есть биологические особенности человека, которые проявляются в его поступках. Поэтому социальная работа – это не только теория, но и искусство взаимодействия с другими людьми, зачастую испытывающими сложные психологические проблемы или находящимися в трудных жизненных ситуациях. В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального.

Социальная работа в европейском измерении воспринимается в тесной взаимосвязи социальной политики и государства. На формирование современной модели социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В последующем она получила распространение практически на всей территории Германии и части Франции. В основу этих принципов легли следующие положения: - самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел; 

индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося; -   привлечение к активному участию в деле призрения бедных слоев общества.

Со временем изменялись приемы и формы работы, но главным принципом социальной работы остается оказание социальной помощи, понимаемой как формирование под руководством социального работника и при непосредственном участии клиента навыков к самопомощи. Стратегией социального работника являются действия, направленные на повышение степени самостоятельности клиента, развития его способности контролировать свою жизнь и самому решать возникающие проблемы. 



[1] Томас, У., Знанецкий, Ф. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. – М.: МГУ, 1994. – С. 354


Вы прошли 0% лекции
0%