Практическое занятие 6.
Тема: Научные традиции и научные революции
1. Тенденции развития науки: консерватизм, традиции, новации и революции.
2. Эпохальные парадигмы науки и типы научной рациональностиЗадание 1. В чем состоит онтологическая,
эпистемологическая и аксиологическая значимость первой научной революции? Можно ли считать всех философов и учёных 17 – 18 вв. гносеологическими оптимистами?
Был ли какой-то смысл в разделении Галилеем всего знания на экстенсивное и
интенсивное? Задание 2. Какие философские основания
принципиально разделили физику Декарта и физику Ньютона? Почему так трудно и долго ньютонианство
утверждалось в континентальной Европе? На основании чего Б. Рассел считает, что
Платон и Аристотель могли бы вполне воспринять идеи Возрождения, но не поняли
бы физики Ньютона? Задание 3. Как было переосмыслено понятие научного
опыта? Насколько правомерной
представляется точка зрения Галилея, что книга природы написана на языке математики? Литература 1. Белый Ю.А. Иоганн Кеплер. М., 1971 2. Воронцов-Вельминов Б.А. Лаплас. М.,
1985. 3.Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987. 4.Галилей Г. Избранные труды: В 2 т.М.:
Наука, 1964. 5.Кирсанов В.С. Научная революция XVII века. М., 1987. 6. Койре А. Очерки истории философской
мысли. М.: Прогресс, 1985. 7.Кузнецов Б.Г. Ньютон. М., 1982 8.Кузнецов Б.Г. Галилей. М., 1964. 9.Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль. М.,
1979. 10.Философия науки (под ред. С.А.
Лебедева). М., 2004. 11.Философия науки: исторические эпохи и
теоретические методы / под ред. В. Г.
Кузнецова (отв. редактор), А. А. Печенкина. А. С. Кравеца. Е. Н. Ищенко. –
Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного
университета. 2006.