Практическое задание №1


Слог как фонетическая единица. Слогоделение (Прочитать и изучить теорию и выполнить следующие задания)

 

 

Основные теоретические понятия: слог, ударный/безударный слог, открытый/закрытый слог, прикрытый/неприкрытый слог, экспираторная теория, теория мускульного напряжения, сонорная теория, экпериментальная теория, слогоделение, принцип восходящей звучности.

 

Теоретические аспекты проблемы

Состояние науки о слоге в современной фонетике обусловлено прежде всего различиями в обосновании природы слога, трудностями, связанными с теоретическим определением слога, с выделением критериев, которые могут быть положены в основу определения, а также многообразием его возможных характеристик.

Следует отметить, что в современном языкознании наметились два подхода к определению этой единицы: фонетический и фонологический. Представители фонологического направления, усомнившись в фонетической природе слога, предлагают рассматривать его на фонемном уровне, объясняя объединение гласных и согласных в слог правилами сочетаемости фонем. Сторонники фонетического подхода определяют слог на основе фонетических характеристик (артикуляционной и акустической). Двоякая природа этой единицы позволила также рассматривать слог как “фонетико-фонологическую единицу, занимающую промежуточное  положение между звуком и речевым тактом” ( № 7, с.470).

Проблема определения самого понятия “слог” обусловлена многообразием критериев, которые могут быть положены в его основу: физиологический (выдыхательный толчок), акустический (степень звучности), фонационный (произносительный отрезок речи), моторный (речедвигательный), структурный (членимость групп согласных), фарингальный (глоточный характер слогообразования), произносительный.

Эти многочисленные критерии легли в основу двух основных теорий слога.

I. Акустическая теория слога представлена прежде всего сонорной теорией (Р.И.Аванесов, А.Н.Гвоздев).

В основу этой концепции положено различение звуков по степени звучности. Авторы этой теории определяют слог как волну звучности, сонорности, как сочетание более звучных и менее звучных звуков, что проявляется в нарастании звучности от начала слога к вершине и постепенном спаде звучности от вершины слога к его концу.

С точки зрения сонорной теории гласные не являются обязательным элементом слога, т.е. для сочетания звуков в один слог необходимо, чтобы они различались лишь по степени звучности.

Несмотря на явные достоинства, сонорная теория не лишена и недостатков: основана на определенном наборе правил, постулированных исходной гипотезой и не проверенных в речевой деятельности; ее применение в некоторых конкретных случаях фонетически не обосновано  и вызывает затруднение (например, возможность построения начальных слогов с сочетанием “сонант+шумный” (типа льда, рта) и невозможность построения слогов по этой модели в неначальных слогах: сонорная теория не допускает слоги типа ма-рка, ка-рта, мо-рской,  т.к. это нарушает закон восходящей звучности; различные авторы называют различное количество степеней звучности.

II. Артикуляционные теории слога.

1) Экспираторная (дыхательная) теория (В.Поржезинский) определяет слог как звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

Теория подверглась критике с различных сторон и вошла в противоречие с экспериментальными данными, т.к. одним выдыхательным толчком можно произнести несколько слогов. Так, например, при произношении слов типа “сплав” пламя свечи дрогнет два раза, что соответствует двум выдыхательным толчкам, а в словах  типа “ ау” - один раз.

2. Теория мускульного напряжения (М.Граммон, Л.В.Щерба) объясняет образование слогов чередованием (подъем, спад) мускульного напряжения в работе речевого аппарата: сколько максимальных напряжений органов речи, столько и слогов. Под слогом соответственно понимается сегмент речевого потока от усиления до усиления мускульного напряжения.

Однако теория мускульного напряжения, как и само понятие “мускульная напряженность” плохо поддаются экспериментальной проверке.

III. Более обоснованным, на наш взгляд, является подтвержденный данными спектрального анализа, наблюдениям физиологов, совмещающий в себе результаты артикуляционного и акустического анализа экспериментальный подход к слогу как минимальной произносительной единице (Буланин Л.Л., Бондарко Л.В.). Авторы этой теории экспериментально доказали, что слог - это не сумма составляющих его звуков, а качественно новая единица, элементарный артикуляционный комплекс, который объединяет общая артикуляционная программа, лежащая в основе организации произносительных движений во время образования слога. Иначе говоря, при произношении первого согласного в слоге СГ (согласный+гласный) наши артикуляционные органы уже “знают”, какой будет гласный, а произнося гласный - “помнят”, какой был согласный.

Суть экспериментальной теории в том, что основным типом слоговой структуры в русском языке признается открытый слог, представляющий собой сочетание “согласный+гласный” (СГ), в связи с чем для русского языка сочетания типа СГ, ССГ, СГГ будут рассматриваться как слоги, а сочетания ГС, СГС, СГСС - нет.

Несмотря на несомненные достоинства (прежде всего экспериментальный подход) данная теория имеет недостатки, в частности, не охватывает слов типа корт,шторм, кнут. В подобных случаях авторы предлагают учитывать две возможные позиции слова: 1) конец слова в потоке речи при отсутствии паузы (унес цветы - у-не-сцве-ты; год прошел - го-дпро-шел) и 2) абсолютный конец слова перед паузой. В этой позиции, по мнению авторов экспериментальной теории, возникает длительное придыхание, похожее на гласный звук, что позволяет говорить об открытом слоге и в словах типа тут, залп, которые считаются двуслоговыми.

 

Фонетическая характеристика русского слога*

1. По отношению к ударению (ударный/безударный).

2. По структуре (по началу: неприкрытые (а-том) и прикрытые (ве-дро); по концу: открытые (зооо) и закрытые (дубмой-ка).

3. По месту в слове (начальные, внутренние, конечные):

                            н      в      к

                                 мо - ло - ко

4. По степени звучности (акустическая характеристика; 3 степени по шкале звучности Р.И.Аванесова):

                                                        1 3  1 2 3

а) с восходящей звучностью:      ду-пло ;

                                                        3 2   3 1

б) с нисходящей звучностью:     он, ус

                                                                        1 2 3 2     1 3 2

в) с восходяще-нисходящей звучностью:  слон,    конь.

 

Слогоделение в русском языке

В лингвистической литературе дискуссионным остается вопрос о принципах слогоделения, которые находятся в центре внимания лингвистов уже более двух столетий.

Точки зрения на теорию слогоделения: 1. М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский в качестве критерия слогоделения выдвигали представление о независимости структуры слога от его положения в слове, т.е. начало неначального слога уподобляется началу начального слога, а исход неконечного слога - исходу конечного слога. Соответственно с этим положением слогораздел проходил: тол-па,  т.к. сочетания лп не бывает в начале слова, но те-пло, т.к. есть слова, которые начинаются на пл (плохо).

2. В соответствии с теорией мускульного напряжения (Л.В.Щерба) в звуковой цепочке СГСГ слоговая граница проходит после гласного: во-ро-та, вы-го-во-ри-ла. В словах с внутренним сочетанием согласных учитывается такой признак, как ударность гласных. По мнению акад. Щербы, в заударном положении слогораздел проводится внутри сочетания, а в предударном - перед сочетанием: то'л-пы, но то-лпы'; во'л-ны, но во-лны'.

3. Правила слогоделения, основанные на сонорной теории, предполагают деление звуков по степени сонорности (гласные-сонорные-шумные согласные) и противопоставление начальных и неначальных слогов в слове. В соответствии с “законом восходящей звучности” возможны следующие варианты слогоделения:

 

а) СГ-СГ-СГ: мо-ло-ко;

б) СГ-С(шумн.)С(шумн.)Г: ко -  пка;

в) СГ-С(сон.)С(сон.)Г:  ма-рля;

г) СГ-С(шумн.)С(сон.)Г: ва-фля;

д) СГС(сон.) - С(шумн.)Г: мар-ка;

е) j всегда отходит к предыдущему слогу: трой-ка.

 

4. Авторы экспериментальной теории предложили использовать в качестве критерия слогораздела “степень фонетической связанности звуков”. Л.В.Бондарко считает, что “звуки, образующие один слог, характеризуются большей связанностью, взаимозависимостью, чем звуки входящие в разные слоги” (№ 3, с.129-130).

Исходя из того, что согласные в русском языке сильно тяготеют к последующему гласному и слабо примыкают к предшествующему, слогораздел, по мнению авторов данной теории, следует проводить только после гласных. Исключение составляют лишь сочетания со звуком [ j], который относят к предшествующему гласному (аналогично у Л.В.Щербы, Р.И.Аванесова): о-сень, зе-мля, па-кля, па-рта,но крой-ка, сай-ра

 

ЗАДАНИЕ 1. Сравните положение границ между слогами и морфемами в приведенных словах, обозначив графически морфемный состав слова (¬,Ç,Ù,ð ) и границу слогоделения знаком - / * .

Вариант 1. Беззубый, навсегда, нарисовать, улыбаться, группа.

Вариант 2. Иссиня, весенний, вслепую, автор, гостиница.

Вариант 3. Астра, беспроблемный, домик, повеселиться, наудалую.

Вариант 4. Можжевельник, абрикос, додумать, воззвание, распыленный.

Вариант 5. Крольчатник, воспаленный, вкрутую, огонь, обезводить.

Вариант 6. Крупинка, оторвать, наваждение, навскидку, август.

Вариант 7.  Досмотреть, беспросветный, огурец, сбрызгивание, навзничь.

Вариант 8. Укрощение, болезнь, утварь, отмерзший, расстраиваться.

Вариант 9. Крупноватый, арахис, сгоряча, утепленный, синеокая.

Вариант 10.  Свинтить, повергнуть, бесстрашний, комбинезон, сталевар.

 

ЗАДАНИЕ 2. Разделите на слоги в соответствии с законами слогоделения (знак /) и для переноса (знак -).

Вариант 1. Юная, бесстрашный, улыбаться, утренний, беззвучно, сумеешь.

Вариант 2. Озвученный, вечная, подоконник, оцинкованный, подстрелить.

Вариант 3. Упрощенно, подлокотник, автобус, остановка, надпиленный.

Вариант 4. Автозаправщик, цистерна, алая, сестра, авангардный.

Вариант 5. Скромность, палуба, уникальный, использовать, наудалую.

Вариант 6. Круиз, конкретный, моя, утварь, досмотреть.

Вариант 7. Афиша, лучезарный, укрупнить, неотвратимо, укрощенный.

Вариант 8. Безраздельный, вслепую, подросток, Аня, поддержать.

Вариант 9. Укрепить, елка, вздернуть, Юлия, наугад.

Вариант 10. Овчарка, Оля, бестелесный,  пятнистый, отремонтировать.

 

ЗАДАНИЕ 3. Используя материал предыдущего задания, охарактеризуйте типы слогов в следующем порядке: 1) по отношению к ударению; 2) по структуре; 3) по положению в слове; 4) по характеру звучности.

 

ЗАДАНИЕ 4. I. На примере текстов к теме № 1 (варианты 1-5) произвести слогоделение: а) на основе сонорной теории Р.И.Аванесова; б) в соответствии с требованиями экспериментальной теории. В каких словах выявлены совпадения.

II. Указать слова, слогоделение которых: а) противоречит сонорной теории (нарушается закон восходящей звучности); б) не является убедительным с точки зрения экспериментальной теории.

 

ЗАДАНИЕ 5. На примере практических текстов к теме № 1 (вариант 10 а, 10 б) разделите слова на слоги с учетом их произношения в потоке речи без пауз (см. примечание к заданию № 1).

 

Контрольные вопросы

1. Сколько теорий, обосновывающих природу слога, существует в современной русистике? Чем обусловлено их многообразие?

2. Какое из определений понятия “слог”, на ваш взгляд,  кажется наиболее убедительным?

3. Чем можно объяснить существование различных подходов при слогоделении? Обоснуйте на конкретных примерах их достоинства и недостатки.

4. Существует ли связь между слогоделением и морфемным составом слова? Докажите на конкретных примерах.

5. Как соотносится между собой слогоделение и перенос слов? Докажите на конкретных примерах.



*Некоторые ученые считают, что это характеристики скорее фонологические, т.к. речь идет о составе фонем (см.Русская грамматика. - М., 1980.- с.311-312).

* При выполнении практических заданий необходимо учитывать следующие особенности слогоделения:1) Слогоделение и перенос слов не одно и то же: ср. ра-сска-зать. но рас-ска-зать, а-том, но перенос невозможен. 2) Слогоделение слов в тексте должно производиться с учетом их произношения в потоке речи без пауз. 3) Слогоделение не связано с  понятием “морфемный состав”, т.к. морфема может быть односложной, многосложной короче, чем слог. На слогоделение не влияют межморфемные и межсловесные границы: Ма-му-по-зва-ли-вшко-лу.4) Слогообразующими в современном русском языке являются только гласные. 5) Особое внимание следует обратить на слова с [j]. В случаях стечения согласных [j] всегда отходит к предшествующему гласному (в русском языке нет слов, которые начинались бы с сочетания ј+согласный: ба-ла-лай-ка, вой-на). Однако в позиции перед гласной [j] тяготеет к последующему гласному, что, в частности, соответствует данным экспериментальнгой теории, и слогораздел будет производиться так: ја-ма, мо-ја.