Практическое занятие 1. Наука и научное познание.
Практическое занятие 1. Наука и научное познание.
План занятия:
1. Понятие науки. Критерии научности.
2. Структура научного познания.
3. Научные революции и смена типов рациональности.
4. Методология научного познания. 5.
Контрольные вопросы для СРС
1. Почему вопрос о сущности науки,
научного знания до конца ХХ века все более занимает умы философов? 2.
Что есть наука как социальный
феномен? 3.
Что вы можете сказать о судьбе науки
в ХХI веке? 4. Существует ли принципиальное различие
теоретического и внетеоретического (научного и вненаучного) знания? 5. Почему в наши дни усиливается интерес
к мистическим формам знания и мистической практике?
Темы
рефератов:
1. Наука в системе культуры.
2. Неопозитивистская модель развития науки.
3. Взаимосвязь научных и технических революций.
4. Теория научных революций Т.Куна
5. Фальсификационизм К.Поппера
Тестовые задания для проверки самостоятельной работы:
1. Какое знание может быть охарактеризовано системностью, обоснованностью и
логичностью?
а.) Обыденное; б) научное; в) художественное; г) знания наблюдения.
2. Выделите общенаучные методы познания:
а.) Эксперимент; б) анализ; в) синтез; г) анатомирование; д) анкетирование.
3. Выделите верное определение:
а) Дедукция — путь познания от общего к частному выводу;
б) дедукция — путь исследования от частного к общему;
в) дедукция единство чувственного и рационального.
4. Какое из приведенных ниже определений вы считаете верным?
а.) Индукция — путь познания от общего к частному;
б) индукция — путь исследования от частного к общему;
в) индукция — диалектическое единство чувственного и рационального.
5. Форма существования и систематизации результатов познавательной
деятельности человека
а) знание
б) навык
в) привычка
г) гипотеза
6. Выделите правильные определения знания:
а) знание – это результат процесса познания действительности представленный в виде понятий
б) знание – это истинная и достаточно обоснованная информация о реальности
в) знание – это соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания
7. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется:
а) истина
б) познание
в) суждение
г) умозаключение
8. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области называется:
а) истина
б) познание
в) суждение
г) умозаключение
д) обобщение
9. Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли, называется:
а) истина
б) познание
в) суждение
г) умозаключение
д) обобщение
10. Умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, называется:
а) истина
б) познание
в) суждение
г) умозаключение
д) обобщение
11. Предположительное суждение о закономерной связи явлений называется:
а) гипотеза
б) суждение
в) умозаключение
г) теория
д) обобщение
12. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:
а) обыденный
б) эмпирический
в) теоретический
г) повседневный
Литература:
1. Методология науки: проблемы и история. — М., 2003.
2. Методологические проблемы современной науки. — М., 1978.
3. Микешина Л. А. Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура. — М., 2006.
4. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. — М., 1998.
5. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. — М., 2002.
6. Розин В. М. Происхождение и эволюция научного знания. Философия науки. Вып. 3: Проблемы анализа знания. — М., ИФ РАН, 1997.
7. Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012.
8. Стёпин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974.
9. Стёпин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
10. Стёпин B. C. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.
11. Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. — М., 1948.
12. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1997.