Практическое занятие 1. Наука и научное познание.

Практическое занятие 1. Наука и научное познание.

План занятия:

1.             Понятие науки. Критерии научности.

2.             Структура научного познания.

3.             Научные революции и смена типов рациональности.

4.             Методология научного познания. 5.

 

Контрольные вопросы для СРС

1.   Почему вопрос о сущности науки, научного знания до конца ХХ века все более занимает умы философов?

2.    Что есть наука как социальный феномен?

3.    Что вы можете сказать о судьбе науки в ХХI веке?

4. Существует ли принципиальное различие теоретического и внетеоретического (научного и вненаучного) знания?

5.  Почему в наши дни усиливается интерес к мистическим формам знания и мистической практике?


Темы рефератов:

1.         Наука в системе культуры.

2.         Неопозитивистская модель развития науки.

3.         Взаимосвязь научных и технических революций.

4.         Теория научных революций Т.Куна

5.         Фальсификационизм К.Поппера

 

Тестовые задания для проверки самостоятельной работы:

1. Какое знание может быть охарактеризовано системностью, обоснованностью и

логичностью?

а.) Обыденное; б) научное; в) художественное; г) знания наблюдения.

2. Выделите общенаучные методы познания:

а.) Эксперимент; б) анализ; в) синтез; г) анатомирование; д) анкетирование.

3. Выделите верное определение:

а) Дедукция — путь познания от общего к частному выводу;

б) дедукция — путь исследования от частного к общему;

в) дедукция единство чувственного и рационального.

4. Какое из приведенных ниже определений вы считаете верным?
а.) Индукция — путь познания от общего к частному;

б) индукция — путь исследования от частного к общему;

в) индукция — диалектическое единство чувственного и рационального.

5. Форма существования и систематизации результатов познавательной

деятельности человека

а) знание

б) навык

в) привычка

г) гипотеза

6. Выделите правильные определения знания:

а) знание – это результат процесса познания действительности представленный в виде понятий

б) знание – это истинная и достаточно обоснованная информация о реальности

в) знание – это соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания

7. Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире называется:

а) истина

б) познание

в) суждение

г) умозаключение

8. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области называется:

а) истина

б) познание

в) суждение

г) умозаключение

д) обобщение

9. Умственное действие, реализующее отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли, называется:

а) истина

б) познание

в) суждение

г) умозаключение

д) обобщение

10. Умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм, называется:

а) истина

б) познание

в) суждение

г) умозаключение

д) обобщение

11. Предположительное суждение о закономерной связи явлений называется:

а) гипотеза

б) суждение

в) умозаключение

г) теория

д) обобщение

12. Уровень познания, опирающийся на повседневный жизненный опыт человека:

а) обыденный

б) эмпирический

в) теоретический

г) повседневный

 

Литература:

1.             Методология науки: проблемы и история. — М., 2003.

2.             Методологические проблемы современной науки. — М., 1978.

3.             Микешина Л. А. Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура. — М., 2006.

4.             Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. — М., 1998.

5.             Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. — М., 2002.

6.             Розин В. М. Происхождение и эволюция научного знания. Философия науки. Вып. 3: Проблемы анализа знания. — М., ИФ РАН, 1997.

7.             Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2012.

8.             Стёпин В. С., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск, 1974.

9.             Стёпин B. C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.

10.         Стёпин B. C. Философия науки. Общие проблемы. — М., 2006.

11.         Тарский А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук. — М., 1948.

12.         Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М., 1997.