Практическое занятие 4. Немецкая классическая философия

Задача студента: уметь выявлять предпосылки возникновения философии нового времени, знать основные направления и представителей философии Нового времени, уметь раскрывать сущность эмпиризма и рационализма, уметь выявлять специфику трансцендентальной философии и трансцендентального метода, знать сущность априорных форм сознания по И. Канту; уметь проводить различие между системой и диалектическим методом философии Г. Гегеля.

 

План занятия:

1. Предпосылки возникновения и основные особенности философии Нового времени. Ф. Бэкон – родоначальник эмпиризма в философии Нового времени. Критика «идолов разума» и сущность индуктивного метода в философии Ф. Бэкона.

2. Р. Декарт – родоначальник рационализма в философии Нового времени. Рациональнодедуктивный метод Р. Декарта и проблема субстанции в философии Нового времени.

3. Основные особенности немецкой классической философии. Философия И. Канта. Основные идеи работы И. Канта «Критика чистого разума». Этика Канта.

4. Диалектический метод и система Г. Гегеля.

5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Основные термины и понятия: методология, эмпиризм, рационализм, субстанция, «идолы разума», сознание, «я мыслю, следовательно, существую», трансцендентальная философия, чувственность, рассудок, разум, «коперниканский переворот» Канта, априорные формы сознания, «категорический императив», Абсолютная идея, диалектика и метафизика, философия истории, критика религии, антропологический материализм.

 

Основная литература:

1. История философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

2. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: Приоритет, 2001.

3. История философии: Учебное пособие / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.

4. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.

5. Сизов В.С. История философии: Учеб пособие. 0 М.: Экономистъ, 2004.

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001.

7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

 

Дополнительная литература:

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Рольф, 2001.

3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: СПб., 2000.

4. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб для вузов по специальности «философия». – М.: Высш. школа, 2003.

6. Липкин А.И. Фр. Бэкон, Г. Галилей и современная философия науки // Филос.науки. – 1999. -- № 3—4. – С. 117—130.

7. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.

8. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 1996.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 1-4. Спб., 1994-1997.

10. Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. – СПб., 1994.

 

Темы рефератов:

 

1) Эмпиризм Ф. Бэкона.

Литература:

1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: СПб., 2000.

2. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.

3. История философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

 

2) Теория «общественного договора» в философии Т. Гоббса.

Литература:

1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебноепособие для вузов. М.: СПб., 2000.

2. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии;Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.

 

3) Проблема субстанции в философии Р. Декарта.

Литература:

1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: СПб., 2000.

2. Декарт Р. Начала философии. (Предисловие. Ч.1) // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. М., 1970.

3. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения: в 2 т. = Т. 1. – М., 1989.

4. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.

5. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

6. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.

7. Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. – СПб., 1994.

 

4) Гносеология и этика И. Канта.

Литература:

1. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.

4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. для вузов по специальности «философия». – М.: Высш.шк., 2003.

5. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.

 

5) Диалектический метод в философии Г. Гегеля.

Литература:

1. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: Приоритет, 2001.

2. История философии: Учебное пособие / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.

3. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.

6. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.