КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- В каких
случаях применяется индивидуальная форма обучения в специальном образовании?
Что такое дифференцированно-групповые формы работы на уроке?
- В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию
ребенка с отклонениями в развитии?
- Деятельность
и процессы компенсации.
- Значение
исследований специальной психологии для развития психологии как науки.
- Основные тенденции развития
представлений о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории
философской мысли.
- Использование
патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития.
- Какие виды нарушений встречаются у детей?
- Какие концепции (положения) Л.С. Выготского особо значимы для специальной
педагогики и психологии?
- Какова правовая
защищенность человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей
стране? За рубежом? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется
специальное образование в нашей стране?
- Каковы важнейшие тенденции
развития специального образования и специальной педагогики в нашей стране?
- Каковы закономерности
формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?
- Каковы клинические основы
специальной педагогики? Что такое медицинская реабилитация?
- Наиболее значимые
специальные средства обучения, применяемые в специальном образовании.
- Начертите схему, отражающую
современную структурную организацию специальной педагогики и ее связи с другими
научными отраслями.
- Почему педагоги дошкольных и школьных учреждений должны знать основы
коррекционной педагогики?
- Основные
этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии.
- Отрасли специальной
психологии.
- Основные проблемы
лингвистики и психолингвистики, значимые для специальной педагогики.
- Особенности
профессиональной деятельности и личности педагога специального образования.
- Развитие и современное
состояние экономической политики в отношении детей и взрослых с ограниченными
возможностями здоровья, жизнедеятельности. Приведите примеры с данными своего
региона.
- Связь специальной психологии и коррекционной педагогики.
- Современная система
специальных образовательных услуг в вашем регионе. Какие организационные формы
специального образования требуют дальнейшего развития?
- Сущность понятий
«социальное выпадение» и «социальное включение» в контексте специальной
педагогики.
- Понятие
«коррекция» в общей и специальной психологии, в специальной педагогике.
- Постройте диаграмму,
иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особыми
образовательными потребностями в системе специального образования.
- Приведите примеры первичных отклонений и вторичных наслоений в структуре
дефекта при аномальном развитии.
- Причины
нарушений в психическом развитии ребёнка.
- Взаимосвязь основных
положений специальной психологии с принципами специального образования.
- Основные исторические этапы
развития специальной педагогики как науки.
- Основные этапы становления
национальной системы специального образования в России.
- Психологические
проблемы интегрированного обучения.
- Психологические
условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием.
- Развитие
психики детей со сложными дефектами.
- Смысл идеи независимой
жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности.
- Сущность и содержание
понятий «образ жизни», «качество жизни». Проблемы человека с ограниченными
возможностями жизнедеятельности в контексте этих понятий. Возможности специального
образования в решении этих проблем.
- Сущность специальных
дидактических принципов. Особенности реализации общепедагогических
дидактических принципов в системе специального образования.
- Сущность, история развития
и современное содержание аксиологической концепции отношения социума к лицам с
ограниченными возможностями жизнедеятельности, ее связь с гуманизацией образования.
- Сущность, назначение и
содержание стандарта специального образования применительно к школьному периоду
образования детей с особыми образовательными потребностями.
- Роль общения
в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении).
- Роль семьи в
компенсации нарушений психического развития ребёнка.
- Сущность и содержание
воспитания в процессе специального образования. Специфический компонент
содержания воспитания, связанный с особыми образовательными потребностями
воспитанников.
- Чем отличаются учебники для
специальных (коррекционных) школ разных видов от учебников для массовой
общеобразовательной школы?
- Что такое педагогическая
система специального образования? На примере одной из таких систем покажите
процесс непрерывного специального образования человека, имеющего те или иные
специальные образовательные потребности.