Практическое занятие 2.
Тема: Наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры
1. Традиционный и техногенный типы цивилизации, их особенности и взаимоотношения.
2. Особенности науки и научного знания. Взаимосвязь науки и философии, искусства, религиозного и обыденного знания.
3. Функции науки (познавательная, культурная, прагматическая и т.д.)
4. Развитие институциональных форм научной деятельности. Научные школы, научные сообщества, их неформальное единство и формы институализации. Преемственность, трансляция и трансформация научных знаний.
5. Наука, технология и материально-экономическая жизнь общества.
6. Наука в политической структуре обществаИзвестный
логический позитивист, член Венского кружка Ф. Франк
заметил: «Наука похожа
на детективный рассказ. Все факты подтверждают определенную гипотезу, но правильной оказывается в конце концов
совершенно другая гипотеза». Какой научный метод критикует Ф. Франк? В чем проявляются его недостатки? Какую
альтернативу можно предложить методу, который критикует Ф. Франк? Математик и философ
А. Пуанкаре писал: «Наука строится
из фактов, как дом из кирпичей; но простое собрание
фактов столь же мало
является наукой, как
куча камней – домом». О каком
свойстве научных знаний
пишет А. Пуанкаре? Какое значение оно имеет
для науки? Приведите примеры. В научной картине
мира, отмечает В.С. Степин, «синтезируются не только знания
о природе, мире, но происходит слияние этих знаний с
посылками и суждениями явно ценностного, мировоззренческого характера,
отражающими необходимое присутствие конкретно-исторического
субъекта в знании». Сформулируйте определение научной
картины мира. Выделите структурные элементы, которые она объединяет. Каково значение философских предпосылок для формирования научной картины мира? В чем проявляются сходство и
различия научной картины мира и научной
теории? Проведите сравнение
научной теории и научной
картины мира. Выделите
не менее четырех критериев сравнения.Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4