Практическое занятие 3.
Возникновение науки, ее особенности, эпохальные периоды развития и познавательные принципы
1. Становление теоретической науки в интеллектуальной культуре античности.
2. Средневековое научно-философское знание: онтология, метафизика, логика, герменевтика.
3. Становление науки в эпоху Возрождения и в Новое время (обогащение естествознания экспериментом и математическим аппаратом).
4. Формирование науки как профессиональной деятельности (образование институциональных форм технических наук). Становление социальных и гуманитарных наук.Задание 1. Существует
ли различие в определении науки учёными и философами науки? Если различие
существует, то в чём конкретно оно выражается? Возможно ли сближение позиций? Задание 2.
Действительно
ли Древняя Греция – это уникальная культура, где только и могла появиться
наука, или наука, раньше – позже, с необходимостью, как и рецептурно-технологическое знание,
появилась бы в другом месте ойкумены? Сингулярны (эмерджентны) или закономерны
(необходимы) формы социокультурного творчества?
Задание 3. Как
можно интерпретировать высказывание известного философа науки И. Лакатоса:
«История науки без философии слепа, а философия науки без истории пуста»
(перифраз известного афоризма И.Канта)?
В каком смысле античную философию можно назвать прародительницей науки,
а значит и её истории?