Практическое занятие 5.

Тема: Особенности динамики науки и процесс порождения нового знания

1. Становление научной теории: эксперимент-модель-теория.

2. Проблемные ситуации в науке, их исторические и дисциплинарные особенности.

3. Трансдисциплинарная динамика научных знаний.


Задание 1

В. Дильтей противопоставлял «науки о природе» и «науки о духе», исходя из специфики и различия исследуемых ими предметов. Насколько оправданно подобное противопоставление? Существуют ли принципиальные различия между предметами естественных и гуманитарных наук?

Задание 2.

Чем обусловлены представления о познавательных возможностях науки? Охарактеризуйте позиции познавательного оптимизма, скептицизма, агностицизма. Приведите примеры их проявления. Охарактеризуйте значение каждой позиции для развития науки.

Задание 3.

Охарактеризуйте влияние аксиологических оснований науки на процесс научного поиска. Чем определяются цели научного познания? Охарактеризуйте систему ценностей, влияющих на развитие науки.

Литература


1.  Мареева, Е.В. Философия науки : учебное пособие для аспиран- тов и соискателей / Е.В. Мареева, С.Н. Мареев, А.Д. Майданский.– М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 238–280.

2. Островский, Э.В. История и философия науки : учебное пособие / Э.В. Островский. – М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2013. – С. 250–261.

3. Розин, В.М. Философия и методология: традиция и современность / В.М. Розин // Вопросы философии. – 1996. – № 11. –   С. 57–64.

4. Рорти, Р. Философия и зеркало природы / Р. Рорти. – Новоси- бирск : НГУ, 1997. – 320 с.