Практическое задание № 3
Практическое задание
Грамматические значения грамматические способы
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое грамматические значения? Назовите три основных свойства грамматических значений, отличающих их от значений лексических.
2. Объясните, почему грамматические значения не могут быть индивидуальными, всегда являются общими для некоторой группы (или совокупности) единиц.
3. Как объяснить обязательность выражения грамматических значений специальными языковыми средствами?
4. Как объяснить несовпадение грамматических значений тождественных разрядов слов в разных языках?
5. Каким образом можно установить грамматические значения того или иного слова, словосочетания, предложения?
6. В чем разница между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значений?
7. Перечислите известные вам синтетические средства.
8. Перечислите известные вам аналитические средства.
9. При каких условиях словесное ударение может быть грамматическим средством?
10. Какие компоненты интонации используются для выражения грамматических значений?
11. Что такое внутренняя флексия, чем она отличается от фонетического и исторического чередования звуков? Проиллюстрируйте ваши объяснения примерами.
12. Что такое супплетивизм? При каких условиях две словоформы можно считать супплетивной парой? Приведите примеры супплетивных словоформ из русского и изучаемого языка.
13. В чем отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации? Какова природа аффиксов в изучаемом вами языке? Обоснуйте ответ.
Практические задания
1. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже случаях и какими средствами:
Русск. стол — стола — столу; кот — коты; избегал — избежал; выходил— выхаживал; день сменяет ночь — ночь сменяет день; белый — белее — белейший; синий — синий-синий; хорошо — лучше; разрезать—paзрезать; иду—шел; окно — окнá; говорю — говоришь — говорит; прилежнейший — самый прилежный; напишу — буду писать; поехать — поехал бы.
2.Сгруппируйте следующие пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений. Назовите эти средства. Какие значения ими выражены:
книга — книгу; я — меня; читаю — буду читать; сидишь — сидит; напишу—напишем; даем — дадим; пилы — пйлы; плохо — хуже; теплый — самый теплый; иду — шел; лёса — леса; читал — читала; избегать—избежать; светлый—светлее; везу—вез; насыпать — насышть; черный — черная; ходит — ходил; вымыл — был вымыт; мой — моего; много — больше; сковать — сковывать; запретить — запрещать; милый — милейший; чудо — чудеса; прыгать — прыгнуть; падаю — упал; придем— придете; книга — книги; кладу — положу; стол — стола; она— ее; гребу— греб; выразить — выражать; хороший — лучше; белый — белого; сказал — сказала.
3.Укажите, какие грамматические средства использованы в нижеследующих предложениях на русском языке. Какие значения ими выражены?
Старик, наконец, вспомнил, где он видел человека, который шел сейчас по краю платформы, спустив голову и прижав руки к бокам.