Лекция 6. Развитие деятельности и общения в онтогенезе.
План:
1. Деятельность в системе понятий психологии.
2. Развитие деятельности в онтогенезе.
3. Биологические основы развития деятельности в онтогенезе.
4. Общение и его роль в психическом развитии.
5. Развитие общения в младенчестве.
6. Развитие общения в онтогенезе.
Термины: психическое развитие, онтогенез деятельности, активность, стратегии развития общения, адаптивная и надситуативная активность, опредмеченная потребность.
1. Деятельность в системе понятий психологии развития
Испытывая влияние среды и наследственности так же, как и растущие животные, ребенок, в отличие от них, вступает в особые отношения с окружающим миром: во-первых, он не только приспосабливается, но и активно присваивает себе опыт предшествующих поколений, во-вторых, он овладевает этим опытом в общении с воспитывающими и обучающими его взрослыми как носителями культуры. Таким образом, деятельность и общение – главные условия психического развития, движущей силой которого, согласно учению Л.С. Выготского, является обучение. Однако и сами эти явления претерпевают в ходе онтогенеза серьезные трансформации.
Основные вопросы онтогенеза деятельности – как развивается внешняя активность человека, каким образом из нее отпочковывается внутренняя деятельность человека и какие структурные и содержательные трансформации претерпевает она в ходе онтогенеза. Для того чтобы перейти к рассмотрению особенностей становления человеческой деятельности, сопоставим понятия «деятельность» и «активность».
Активность – термин более широкого употребления, чем деятельность. Его можно определить как всеобщую характеристику живых существ, являющуюся источником поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.
Условно как подвид активности выделяют реактивность (если живое существо отвечает на средовые воздействия, а не на собственные биологические импульсы; хотя некоторые исследователи говорят и о внутренней среде, так что это разграничение не имеет фундаментального характера). Таким образом, если реактивность – всегда ответ, активность исходит уже от самого субъекта, то деятельность системна, активна и осознанна. Свобода субъекта формируется от реактивности к деятельности.
Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность является специфической формой человеческой активности, направленной на сознательное преобразование окружающего мира.
Для психики человека характерно и проявление так называемой надситуативной активности (термин введен А.В. Петровским) – способности субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить избыточные с точки зрения исходной задачи цели.
Надситуативная активность (в отличие от адаптивной активности), с позиции принципа развития, – тот запасной элемент, который приводит к незапланированным результатам (эпифеноменам) и обусловливает развитие психики как системы.