Лекция 6. Развитие деятельности и общения в онтогенезе.

План:

1.          Деятельность в системе понятий психологии.

2.          Развитие деятельности в онтогенезе.

3.          Биологические основы развития деятельности в онтогенезе.

4.          Общение и его роль в психическом развитии.

5.          Развитие общения в младенчестве.

6.          Развитие общения в онтогенезе.

 

Термины: психическое развитие, онтогенез деятельности, активность, стратегии развития общения, адаптивная и надситуативная активность, опредмеченная потребность.


You have earned 0 point(s) out of 0 point(s) thus far.

1. Деятельность в системе понятий психологии развития

Испытывая влияние среды и наследственности так же, как и растущие животные, ребенок, в отличие от них, вступает в особые отношения с окружающим миром: во-первых, он не только приспосабливается, но и активно присваивает себе опыт предшествующих поколений, во-вторых, он овладевает этим опытом в общении с воспитывающими и обучающими его взрослыми как носителями культуры. Таким образом, деятельность и общение – главные условия психического развития, движущей силой которого, согласно учению Л.С. Выготского, является обучение. Однако и сами эти явления претерпевают в ходе онтогенеза серьезные трансформации.

Основные вопросы онтогенеза деятельности – как развивается внешняя активность человека, каким образом из нее отпочковывается внутренняя деятельность человека и какие структурные и содержательные трансформации претерпевает она в ходе онтогенеза. Для того чтобы перейти к рассмотрению особенностей становления человеческой деятельности, сопоставим понятия «деятельность» и «активность».

Виды активности

Активность – термин более широкого употребления, чем деятельность. Его можно определить как всеобщую характеристику живых существ, являющуюся источником поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Виды активности

Условно как подвид активности выделяют реактивность (если живое существо отвечает на средовые воздействия, а не на собственные биологические импульсы; хотя некоторые исследователи говорят и о внутренней среде, так что это разграничение не имеет фундаментального характера). Таким образом, если реактивность – всегда ответ, активность исходит уже от самого субъекта, то деятельность системна, активна и осознанна. Свобода субъекта формируется от реактивности к деятельности.

Реактивность

Согласно С.Л. Рубинштейну, деятельность является специфической формой человеческой активности, направленной на сознательное преобразование окружающего мира.

Деятельность

Для психики человека характерно и проявление так называемой надситуативной активности (термин введен А.В. Петровским) – способности субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить избыточные с точки зрения исходной задачи цели.

Надситуативная активность (в отличие от адаптивной активности), с позиции принципа развития, – тот запасной элемент, который приводит к незапланированным результатам (эпифеноменам) и обусловливает развитие психики как системы.

Надситуативная активность

You have completed 0% of the lesson
0%