ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ.
3.Становление в РФ профессиональной социальной работы.
С начала 90-х годов начинается
новый этап – становление профессиональной социальной работы в РФ. Этому
способствовали экономический кризис и рост социальных проблем в обществе: снижение
уровня жизни, безработица, падение рождаемости, вынужденная миграция, распад
института семьи и брака. Происходило снижение инвестиций в социальную сферу.
Поэтому необходимо было выделить приоритетные группы населения, которые в
первую очередь нуждались в поддержке: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы,
малоимущие, военнослужащие. В декабре 1991 года вышел указ
«О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году».
Согласно указу, органам исполнительной власти предоставлялось право определять
формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая
денежная компенсация и др.). Реализацию всех правительственных мер в области
социальной защиты населения осуществляло Министерство социальной защиты. Финансирование социальных программ осуществляется не из поступления налогов, а
из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального
страхования. Государственного Фонда занятости населения, Фонда медицинского
страхования, Фонда социальной защиты. Росла необходимость в создании корпуса
профессиональных служащих социальных работников.23 апреля1991
года в соответствии с решением
№ 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне
профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный
педагог и специалист по социальной работе. День социального работника отмечается 8
июня согласно Указу Президента от 27.10.2000 г. № 1796. Как самостоятельный вид
профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась
только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. №
92 "О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по
социальной работе" в квалификационный справочник должностей была включена
должность "специалист по социальной работе". Эта должность,
установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом
принятой в мире должности "социальный работник". Постановлением Министерства
труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 "О согласовании разрядов оплаты труда
и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетных
учреждений и организаций службы социальной защиты населения Российской
Федерации" дана тарифно-квалификационная характеристика должности
"специалист по социальной работе" в новой редакции, в которой его
обязанности расширены. Цель социальной работы как
деятельности — это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие
индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что
существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной
работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в
этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении,
сфере досуга и т.д. Другим основанием могут служить социально-демографические
или психологические особенности клиентов социальной работы — женщины, молодежь,
группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т.д. Третьим — характер
проблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет
происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до
коррекции). Для каждого вида социальной
работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от
федерального до местного), условия се осуществления: политические,
экономические, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном
случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления
социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований для
типологии социальных служб, организации практической социальной работы. В основе классификации
различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это
в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и
характера социальной работы как деятельности), но все они в конечном счете
сводятся к двум: 1) работа с проблемой клиента; 2) работа с другими службами,
учреждениями, организациями. Эти две формы в свою очередь
классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можно
говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы,
смерть близкого человека, инвалидность и т.п.), с другой — об особенностях
клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том
числе и общество как большая социальная группа. Во втором случае, с одной
стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы
взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера
образования, здравоохранения, быта и т.д.); с другой — о статусе этих
организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т.д.). Выбрав в качестве логического
основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем,
можно говорить о следующих службах: а) служба социальной помощи
населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального
риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в
неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей,
одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной,
медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально-бытовой и иной
необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и
ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты,
коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью
специалистов — юристов, психологов, педагогов и др.; б) служба социальной
реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в
трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых
учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений; в) службы по оказанию
различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств,
различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические
кабинеты, педиатрические кабинеты, педагогические консультации и др. Основанием для классификации
может также выступить сфера деятельности: • служба социально-бытовой
помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых
услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной
категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы
обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями
для компенсации дефекта и облегчения быта; • служба социальной
профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа но
предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества,
правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних;
содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики
социальной дезаптации. Основным документом, на основе
которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является
положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее
следующие основные разделы: 1) общие положения (в этом
разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования); 2) задачи (выделяются основные
задачи, обусловливающие специфику деятельности службы); 3) основные направления
деятельности; 4) технологии. В настоящее время существуют
более десяти типовых положений различных социальных служб. В каждом из них в
той или иной форме присутствуют эти основные четыре раздела. Одни специалисты,
рассматривающие социальную работу как деятельность, осуществляемую на уровне
индивида, группы, общества, склонны к формированию концепции, охватывающей все
сферы и формы социальной помощи, поддержки, заботы о нуждах людей. Другие,
признающие социальную работу деятельностью, направленной на социальную
поддержку либо "групп риска", либо "слабых" слоев общества,
находящихся в сложном положении (например, нетрудоспособных, семей с детьми,
молодежи и т.д.), как бы отождествляют концепции социальной помощи и социальные
проекты (программы) по осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи.