ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

1. Роль и статус специалиста по социальной работе

В нашей стране профессия «социальная работа» по сравнению с индустриально-развитыми странами очень молода. Если там она уже имеет многолетнюю историю и колоссальное значение, то у нас этот вид деятельности начал формироваться только в начале 90-х годов XX столетия одновременно со сменой социально-экономической и идейно-политической парадигм общественного устройства, ориентированного на создание рыночного хозяйства и либеральной ценности. Вот тогда-то в социальную практику России и вошло понятие социальной работы.

П. Д. Павленок пишет: «Социальная работа — это одна из разновидностей социального действия: основные усилия целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе, ориентированной на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной и реабилитационной работы с лицами асоциального или девиантного поведения».

Социальная работа тесно связана с различными сферами жизнедеятельности людей, в особенности с социально-экономической сферой. Развитие рыночных отношений в нашей стране сопровождается резким экономическим расслоением общества, одна часть населения, которая имеет определенный доход, либо хорошо разбирающаяся в рыночных отношениях, являются владельцами частной собственности. Другая же часть, не имеющая ни того, ни другого как раз и оказывается той социальной группой, которая по разным причинам не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность. К ней относятся граждане, являющиеся инвалидами, одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров, беженцы и вынужденные переселенцы, многодетные, неполные семьи и семьи с низким уровнем дохода, безнадзорные дети и подростки и т. д. И поэтому им обязано оказывать социальную помощь и поддержку государство через социальную защиту населения.

Поле деятельности социального работника широка — от социально-экономической сферы, условий труда, быта человека, его здоровья и досуга до социально-классовых и социально-этнических отношений. Специалисты по социальной работе вынуждены действовать в далекой от совершенства нормативно-правовой обстановке. Основными правовым документом, на которые опираются при работе с населением специалисты по социальной работе, являются Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ, который вступил в действие с 01 января 2015 года. Данный закон заменил законы от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», которые соответственно с 1 января 2015 года утратили силу. В соответствии с новым законом в сфере социального обслуживания населения сделан упор на профилактику и индивидуальный подход. В законе прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг. Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. В законе закрепляется принцип осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в социальных услугах. Последние могут предоставляться, как и раньше, в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соц. услуг. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

При работе с различными категориями населения неотъемлемой частью являются принципы организации профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Главными из них являются принципы гуманизма, справедливости, компетентности, альтруизма, личностного и индивидуального подхода, ответственности перед клиентом. Без знания этих принципов социальная работа не может рассматриваться как профессиональная деятельность, а специалисты по социальной работе, не имеют право носить статус специалиста в этой области.

Специалисту в своей профессии не только необходимо владеть знаниями, навыками, но и обладать профессиональными качествами. Профессионально важные качества, по мнению авторов учебника «Основы социальной работы» под редакцией П.Д. Павленока  — это «индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно-заданном уровне и которые значимы и положительно коррелируются хотя бы с одним (или несколькими) из ее основных результативных параметров — качеством, производительностью, надежностью». В качестве основных: дальновидность; находчивость; социальная компетентность; умение использовать диагностические методы; коммуникабельность, отзывчивость, наблюдательность, внимательность; искренность, толерантность, гуманность; умение осуществлять связи с другими специалистами, доброта, оптимизм, тактичность, альтруизм и рефлексия. К тому же профессионально важные качества, знания, умения и навыки немаловажны при приеме в социальные службы. Специфика работы в социальных учреждениях имеет особый подход к подбору кадров, способных решать сложные вопросы, которые возникают у специалистов в процессе обслуживания клиентов.

Управление кадровым потенциалом невозможно без осуществления целенаправленной кадровой политики. Приоритетными направлениями кадровой политики являются подбор кадрового состава и работа с ним, рост престижа государственной службы, совершенство­вание профессиональных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников. В процессе управления развитием социальной защиты населения производится организация дополнительного профессионального образования кадров, повышения их квалификации, обучения современным прогрессивным технологиям. И главной технологией, которая разрабатывает различные аспекты как профессиональной, так и личностной подготовки социальных работников к будущей деятельности с различными категориями населения в последние годы являются креативные технологии.

В настоящее время социальные службы не испытывают острого дефицита в работниках. Показатель успешности кадрового состава наиболее высок в городах, нежели в сельских отдаленных районах. Сегодня не менее трети квалифицированных работников системы социальной защиты имеют профильное высшее и среднее специальное образование. И конечно, такая насыщенность кадрового состава лицами с профильным профессиональным образованием не является еще стопроцентной гарантией успеха. И поэтому необходимо повышать профессиональный уровень и компетентность специалистов. Вот почему система переподготовки и повышения квалификации кадров занимает важное место в системе непрерывного профессионального образования.


Евдокимова, Т. В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе / Т. В. Евдокимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 993-995. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20051/ (дата обращения: 08.10.2020).