Лекция. Анализ понятийного аппарата в контексте проблемы генезиса и эволюции феномена «обычное право»

1. Проблемы сохранения и возрождения элементов обычного права в процессе складывания правовой культуры Российского государства.

2. Историография вопроса.

3. Природа адатного права

Проблемы сохранения и возрождения элементов обычного права в процессе складывания правовой культуры Российского государства

Российская правовая система в результате при­соединения Северного Кавказа к Российскому государству ин­корпорировала право и юридические институты многих народов.

Присоединение народов Северного Кавказа к России обу­словило достижение цивилизованного мира, экономико-торго­вую интеграцию, военно-политические союзы во имя совмест­ной обороны, культурно-правовое взаимовлияние.

Политика России в отношении северокавказских народов не исказила логики их развития, особенно в том, что касается права. Это выразилось в становлении в XIX в. феномена правового плюрализма — государственной легитимации традиционных пра­вовых образований (адата и шариата) и использовании их в ре­гулировании отношений в этническом социуме параллельно с правом России в процессах динамики ее государственности. Присоединение к России и интеграция инонационального права — это процесс, обусловленный, с одной стороны, становлением российской государственности, с другой — общественно-поли­тическим развитием народов Северного Кавказа.

В первой половине XIX в. была впервые оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи. Характерной чертой правовой системы России явилось включение в нее систем права тех государств и народов, которые к ней присоединились. Тем самым обеспечивался учет региональных и национальных особенностей населе­ния империи.

Правовая культура Российского государства складывается как сложный по своим истокам, интегрированный социальный феномен, впитавший в себя правовые воззрения многих народов. Признание адатского и мусульманского права народов Северного Кавказа составной частью российской правовой системы, их ин­ституционной значимости — дело новое и на практике еще не приобрело того внимания и значения, которого достойно.

Новый геополити­ческий статус Российской Федерации требует комплексных ис­следований правового строя России как целостного, самостоя­тельного явления, отражением которого в науке выступает кате­гория правовой системы.

Историко-правовой анализ процессов динамики российской правовой системы требует в настоящее время изучения типоло­гических характеристик и различий правовых культур в России и нуждается в углублении и развитии на основе широкого социо­культурного подхода, рассматривающего право как составную часть национальной и духовной жизни. Очевидно, что нужен подлинно гуманитарный подход к анализу российской правовой системы с позиций культурных традиций, интеграции разъеди­ненных и противопоставлявшихся друг другу периодов жизни национального права. Такое осмысление проблемы позволит увидеть в отечественном правовом мире феномен юридического плюрализма, имеющий свои закономерности развития и приме­нения.

Осмысление разнообразия оснований, их плюралистичности в зарождении и становлении российской правовой системы, с учетом национального правосознания и этноправовых особен­ностей российской цивилизации демонстрирует подлинную цен­ность каждой из систем права ее народов и всего права в целом.

Обращение к этому исследованию и осмысление обретенно­го историко-правового наследия обусловлено и другими причи­нами. На формирование стабильного правового порядка на Се­верном Кавказе исторически влияли юридические, нормативно-регулятивные системы северокавказских этносов — адат и шари­ат. Однако работ, посвященных этому вопросу, все еще мало, юридических исследований и того меньше.

Протекающие в наше время на Северном Кавказе негатив­ные процессы, связанные с распространением исламских фунда­менталистских религиозно-правовых символов — "исламское го­сударство", "джихад", "салафизм" (ваххабизм), — вызваны, кроме прочего, забвением со стороны государства народных юридических воззрений, игнорированием существующей здесь веками адатной и мусульманской правовых традиций. В большей части из­данных по этой теме работ до сих пор не осмыслены в концеп­туальном плане гносеологические корни исторической преемст­венности феномена адата и шариата. Изучение и правдивое обобщение опыта закономерного использования адатского и мусульманского права на разных этапах динамики государственности России в XIXXXI вв. необходимо, чтобы избежать повторения ошибок и сделать достоверный прогноз на будущее.

Вопросы взаимодействия и сосуществования европейской, адатной  и исламской правовых культур приобретают не только теоретичес­кое, но и практическое значение для России. В этом плане углубленное исследование правовой культуры народов России, особенностей и своеобразия их юридических традиций важно не только для восполнения существующих про­белов в освещении отечественной правовой истории, но и для восстановления научной истины и объективного подхода к рос­сийской традиции права. Многими видными правоведами, в частности Д.Ю. Шапсуговым, Г.В. Мальцевым, отмечается, что традиционные системы права и сегодня сохраняют мощный ре­гулятивный потенциал, проявляющий себя часто наряду, а иног­да в противовес нормативно-правовым актам государства2.

Особенность в политике Российского государства на Северном Кавказе — уп­равление посредством права, через правовые институты. Гаран­тией этих принципов стала легитимация адатского и мусульман­ского права официальным законодателем и санкционирование их действия на разных этапах развития систем права России.

Взаимодействие систем права России с этноправовыми тра­дициями народов Северного Кавказа на протяжении столетий породило уникальное явление — конвергенцию российского по­зитивного права с адатским и мусульманским правом.

Научное раскрытие объективной основы данной проблемы важно для глубокого осмысления того факта, что адатское и му­сульманское правовые образования на Северном Кавказе в XXI в. остаются одной из движущих сил развития народов, компонен­том их жизни, неформальным регулятором отношений в совре­менном обществе.

По мнению авторитетных исследователей этой проблемы Г.В. Мальцева и Д.Ю. Шапсугова — инициаторов новейших раз­работок теории и истории обычного права в России, "феномен права безмерно политизирован и утрачивает в результате рацио­нальной институционализации черты этнической, религиозной и моральной определенности". Платой за это является обезличи­вание правовых систем в национальном, религиозном, нравст­венном отношениях. Движение России к правовому государству неизбежно предполагает поиск современной концепции синтеза позитивного права и этноюридических традиций.

Динамика и трансформация правового порядка на Северном Кавказе имеют длительную историю, которую можно разделить на четыре периода.

Первый — период до присоединения к Российской империи кавказских народов, имевших оригинальные правовые образова­ния, формировавшиеся в Античное время, Средневековье, и длившийся до конца XVIII в., когда они приобрели общеобяза­тельное значение.

Кавказ был местом активного соприкосновения Востока и Запада, ислама и христианства, взаимодействия восточной и за­падной культур, многих языков и наций. Религиозно-духовные, юридические и этнические ценности занимали важное место в образе жизни кавказских народов. Анализ редких древних юри­дических памятников показывает весьма высокий уровень до­стигнутой правовой культуры. Связующей нитью между народа­ми Северного Кавказа был Ислам, появившийся здесь в VIII в. и внедрившийся в конце XVII в. во все его народы. Шариат высту­пает не только в качестве религиозно-правовой системы, приоб­щение к которой было большим шагом вперед. Он привнес с собой комплекс институтов, которые охватывали социально-ду­ховную жизнь и оказывали сильное влияние на культурные, на­циональные и юридические традиции.

Второй — период развития на Северном Кавказе с XIX в., после его единения с Россией, правового строя, складывающего­ся из законов Российской империи, адата и норм шариата. Конвергенция данных систем обусловила феномен правового плюра­лизма в регулировании отношений в этническом социуме.

В третий период — с октября 1917 г., после революцион­ного слома старого права и судов, на Северном Кавказе была восстановлена или сохранена компетенция мусульманского и адатского права, проведена формальная институционализация шариата.

Четвертый период — с развала СССР в конце XX в. и по настоящее время, когда вопросы взаимодействия и сосуществова­ния европейского, обычного и исламского права приобретают не только теоретическое, но и практическое значение для России.