Лекция 7. ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ. ТИПОЛОГИИ КАРЬЕР

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

7.1. Типы и этапы карьеры

Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, со­образуясь с особенностями внутри- и неорганизационной реально­сти и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Можно выделить несколько принципи­альных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладе­ния другими областями человеческого опыта, связанного, ско­рее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движе­ния человека в организации. Она может быть:

    вертикальной — должностной рост;

    горизонтальной — продвижение внутри организации, на­ пример работы  в разных подразделениях одного уровня иерархии;

    центростремительной — продвижение к ядру организации,
центру управления, все более глубокое включение в про­цессы принятия решений.

Встречаясь с новым работникам, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который работник проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональ­ной деятельности, степень динамичности и, главное, — специфику индивидуальной мотивации. В табл. 9.1 представлено краткое описание этапов карьеры.

Таблица 9.1. Этапы карьеры

Этап

Возрастной

период

Краткая

характеристика

Особенности

мотивации (по Маслоу)

1. Предвари-

тельный

До 25 лет

Подготовка к трудовой

деятельности, выбор

области деятельности

Безопасность, социальное признание

2. Становление

До 30 лет

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание,

независимость

3. Продвижение

До 45 лет

Профессиональное

развитие

Социальное признание,

самореализация

4. Завершение

После

60 лет

Подготовка к переходу

на   пенсию,   поиск   и

обучение   собственной

смены

Удержание социально-

го признания

5. Пенсионный

После

65 лет

Занятие   другими   видами деятельности

Поиск самовыражения

в новой сфере деятельности

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессио­нального пути важно учитывать тип личности человека, выби­рающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Холланда (табл. 9.2). Согласно этому подходу карьера есть это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональ­ным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — чело­век строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеор-ганизационной реальности и, главное, со своими собственны­ми целями, желаниями и установками.

Таблица 9.2. Типология личностей Дж. Холланда

Тип личности

Ориентация деятельности

Реалистический Исследовательский Артистичный Социальный Предпринимательский Конвенциональный

На манипулирование инструментами и механизмами На поиск На эмоциональные проявления, самопрезентацию На взаимодействие с людьми На влияние на людей На манипулирование данными, информацией

Типология карьерных стратегий Можно выделить два типа карьеры: профессиональную и должностную.

Определение профессиональной карьеры было дано выше.

Должностная карьера — это процесс занимания работником определенных должностей внутри организации.

Анализ исследований показал, что при всем многообразии вариантов карьерных стратегий выделяются четыре типовых мо­дели, лежащие в основании разнообразных модификаций.

Карьера по типу «трамплин» Этот тип карьеры типичен для специалистов и служащих, которые не ставили перед собой цели продвижения по службе, но продвижение совершалось само по себе, с постепенным ростом их потенциала, квалификации. На определенном этапе такой работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней до пенсии. А затем — «прыжок» на пенсию.

Карьера по типу «лестница» Этот тип карьеры для работающих с полной отдачей. Каждая ступенька «лестницы» — это долж­ность, которую работник занимает определенное время, в сред­нем около 5 лет, а затем идет дальше. Верхней ступеньки такой человек достигает в период максимального потенциала, затем следует планомерный спуск по служебной лестнице. И человек становится ценным консультантом в фирме.

Карьера по типу «змея» Наибольшее распространение эта модель получила в крупных фирмах Японии. Каждая должность зани­мается на 1—2 года. И какое-то время работник не движется

вертикально вверх, а занимает подряд несколько должностей одного уровня, например инженер-электрик с проектирования может быть направлен на производство или сборку. Поэтому, если человек доходит до верха, он знает всю фирму вдоль и поперек.

Карьера по типу «перепутье» В этой модели по истечении опре­деленного срока работы специалист проходит аттестацию, по результатам которой принимается решение о повышении, пере­мещении или понижении в должности. Это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека.

По характеру карьерной стратегии карьера бывает следую­щих видов:

   типичная —последовательное изменение должностного ста­туса в организации по мере обретения профессионального опыта в одной профессиональной области;

   устойчивая — на определенном этапе жизни ситуация, когда
приходится либо временно, либо навсегда сменить содер­жание профессиональной деятельности, а также занимать должности, специализация которых не соответствует полу­ченному образованию. Но одновременно в профессиональ­ной деятельности и должностном продвижении есть отно­сительное постоянство;

   прерывная  —  характеризуется  неустойчивостью  профес­сионального  и должностного продвижения,  неоднократ­ной сменой профиля и формы деятельности, работой в многочисленных организациях и заниманием должностей, которые не соответствовали приобретенному профессио­нальному опыту.


Вы прошли 33% лекции
33%