Лекция: Психология личности
Текст
Тема 3: Общее понятие о личности.
Вопросы:
1. Понятие личности. Индивид и личность. Социальные условия развития личности.
- Психологическая структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности
- Потребности и интересы личности.
- Самосознание, «Я-концепция» личности, самооценка и уровень притязаний личности. Их взаимосвязь
1. «Личность» — одна из наиболее сложных категорий научной психологии, используемая для сравнительной оценки специфических аспектов, психологических качеств и индивидуальных проявлений человека.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия "личность", "индивид", "индивидуальность", "человек".
Наиболее общим является понятие "человек" – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо.
Говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип. Это единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, являющий собой единство врожденных и приобретенных черт.
Существуют достоверные факты, которые свидетельствуют о том, что если дети с самого раннего возраста развиваются вне общества, то они остаются на уровне развития животных, у них не формируются речь, сознание, мышление, нет вертикальной походки. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сложатся системы понятий. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
«Личность» — неоднозначное и многогранное понятие. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.
1.Личность предполагает совокупность индивидуальных, специфичных и уникальных характеристик человека, отличающих его от других людей. В конкретной личности всегда угадывается индивидуальность.
2.При всей уникальности личность представляет собой определенную форму социального бытия человека. Индивидуальные свойства личности являются одновременно и социально значимыми, а их формирование происходит в процессах социализации, взаимодействия и общения с другими людьми.
3.Личность предстает как организованное целое, имеющее относительно устойчивую структуру. Отдельные черты личности существуют не автономно, но иерархически взаимосвязаны и интегрированы в сложную многоуровневую систему.
4.При постоянстве ее общей структуры, личность динамична и должна рассматриваться в аспекте ее закономерного развития и всестороннего взаимодействия с социальным окружением.
5.Личность является особой формой самоорганизации, позволяющей реализовывать специфичные для человека индивидуальные и социально обусловленные формы поведения. С личностью связана непрерывность, преемственность и целесообразность психической деятельности, интегрированность всех ее компонентов.
Особенная и не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Индивидуальность — это неповторимое своеобразие конкретной личности во всей совокупности ее унаследованных и приобретенных специфических особенностей. Часто под индивидуальностью подразумевается совокупность социально значимых отличий человека от других людей. Соотношение понятий «индивид» — «личность» — «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А.Г. Асмолов).
Индивидуальность человека проявляется в том особом, уникальном способе, с помощью которого он реализует свой личностный потенциал, т.е. заложенные в нем коммуникативные, познавательные, ценностные и творческие возможности.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.
Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.
Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
o изменение себя, "стать как все";
o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
2. Психологическая структура личности
Во многих зарубежных теориях XX века, в качестве структурных единиц личности рассматриваются ее «черты» (теории черт). Суть этого подхода — в выявлении устойчивых функциональных характеристик личности, образующих целостные ансамбли. Одна из теорий черт разработана Г. Олпортом. В ней выделяются следующие виды черт: 1) общие черты личности и 2) индивидуальные черты или личностные диспозиции. В первую группу входят любые характеристики индивида, присущие определенному числу представителей данной культуры, тогда как элементы второй группы — «личностные диспозиции» — делают человека уникальным и не допускают сравнения с др. людьми.
Самостоятельный подход к анализу личности как целостной структуры сложился в отечественной психологии. Выдающийся российский психолог А.Р. Лазурский выделил в структуре личности два важнейших компонента:
1)эндопсихику — совокупность внутриличностных психических и психофизиологических функций, к которым относятся темперамент, характер,умственная одаренность и пр.;
2)экзопсихику — совокупность отношений личности — к природе, обществу, духовным ценностям, к другим людям, к собственной душевнойжизни в целом. Данное разделение имело большое значение для последующих исследований личности как системы отношений с миром, в частности в трудах В.Н. Мясищева.
В отечественной психологии советского периода не сложилось единое представление о структурной организации личности. С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание. Но А.Н. Леонтьев считал, что личность — исключительно социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности, а также знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур; они составляют лишь условия формирования этого социального образования.
Б.Г. Ананьев при описании общей для всех психической структуры использовал более широкую категорию «человек» (как предмет познания), включающую целостный спектр частных понятий психологии, таких как индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Общая структура человека, по Ананьеву, объединяет все перечисленные компоненты, образующие относительно самостоятельные подструктуры. Так, в подструктуре индивида выделяются половозрастные и индивидуально-типические свойства (конституциональные, нейродинамические и др. особенности), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент. Собственно личность охватывает два класса личностных свойств: класс первичных свойств личности составляют статус, социальные роли, ценностные ориентации; вторичные свойства — мотивация, структура общественного поведения, сознание, самосознание и т.д.
А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:
· темперамент (структуру природных свойств);
· направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);
· способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).
Результатом обобщения различных подходов к структурному анализу в советской психологии явилась динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова. Она состоит из четырех подструктур личностных свойств:
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)
Краткое название подструктуры |
К данной подструктуре относятся |
Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности |
Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы |
Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта |
Умения, знания, навыки, привычки |
Социобиологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения |
Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) |
Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств |
Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства |
Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Личность как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях (сферах), образующих единство:
1)интраиндивидная — личность как относительно устойчивая совокупность ее «интраиндивидных качеств» — психических свойств, составляющих индивидуальность человека (особенности темперамента и характера, способности, мотивы, направленность личности и т.д.);
2)интериндивидная — личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где внутригрупповые взаимоотношения и взаимодействия могут трактоваться как личностные характеристики их участников (при этом снимается ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений, либо как феноменов группы, J либо как аспектов личности: в данном случае личностное выступает как групповое, а групповое — как личностное);
3) метаиндивидная — личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе, за пределами актуального взаимодействия с ними; здесь человек предстает как субъект смысловых преобразований в интеллектуальной, эмоциональной или мотивационной сфере других личностей.
3. Потребности и интересы личности.
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.
По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали различные точки зрения. Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом — основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе эго учения лежит биологическое начало в человеке.
Разрабатывая проблему активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности.
По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.
Потребности характеризуются следующими признаками.
Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-то.
Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется.
В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.
Все
потребности делятся на материальные (лежат в основе жизнедеятельности
человека), социальные (выражают общественную природу человека.
Исключительно важное значение в жизни человека играют такие социальные
потребности, как потребность в общении и в труде), духовные (специфически
человеческие образования, характеризующие уровень развития личности).
Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. Мотивационной сферой человека определяется масштаб и характер его личности. По своей роли, или функции, не все мотивы, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них, главный, другие вторичные.
А.Н. Леонтьев рассматривал мотив как объект, отвечающий той или иной потребности, и считал, что они выполняют двоякую функцию: 1 — побуждают и направляют деятельность. Это мотивы-стимулы; 2 — придают деятельности субъективный характер, личностный смысл». Это смыслообразующие мотивы.
Своеобразную трактовку потребностей выдвинул А. Маслоу. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляется и сопровождает личностное взросление семь классов потребностей. Потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы.
Все мотивы делятся на осознаваемые и неосознаваемые.
Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.
Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Именно влечения часто являются внутренним стимулом к совершению определенного действия.
Конформизм — это подчинение личности давлению группы. Как черта личности конформизм проявляется в том, что человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.
Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающему его людям или объектам. («Теория установка» была основана грузинским психологом Д. Узнадзе.)
4. Самосознание, «Я-концепция» личности, самооценка и уровень притязаний личности. Их взаимосвязь
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его "Я". Образ "Я", или самосознание (представление о себе), не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):
· сознание отличия себя от остального мира;
· сознание "Я" как активного начала субъекта деятельности;
· сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;
· социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.
Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.
Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.
Таким образом, самосознание включает в себя:
· самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
· самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
В целом можно выделить три пласта сознания человека:
1. отношение к себе;
2. отношение к другим людям;
3. ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.