Лекция. Вхождение адатного и мусульманского права в правовую систему России (середина XIX в.)
Плюрализм юридических традиций на Северном Кавказе
Право и юридическая культура на Северном Кавказе формировались в процессах динамики систем права и государственности России как результат конвергенции традиционного адата, шариата и российского европейского права.
После присоединения Северного Кавказа к России адат и шариат в рамках имперского государства в XIX в. сохраняют свою официальность, публичность, нормативный характер. Проведенная российским законодателем и учеными систематизация, рационализация и редактирование этих феноменов и их документальное закрепление придают им характер формальной определенности.
Нормы адата и шариата в Российской империи действуют, используются и применяются во взаимоотношениях между людьми, во взаимоотношениях с российской властью. Формальная институционализация систем адата и шариата народов Северного Кавказа, принятие имперским законодателем нормативных актов об их компетенции и сферах действия, по сути, означало их включение в российскую правовую систему. В этом качестве они приобрели значение своеобразных подсистем права, содержащих общеобязательные нормы, действующие в этническом социуме, выраженные в законодательных актах империи об организации российского государственного управления на Северном Кавказе. На основании указанных норм определялись обязательные юридические последствия, связанные с решением данной жизненной ситуации в мусульманском сообществе, и обеспечивалось сохранение социальных ценностей. Заинтересованность в адатской и мусульманской юридической системе была не только политической и практической со стороны государства. Она являлась также моральной и интеллектуальной, так как это право воспринималось народами как сущность веры и, естественно, преемственных вековых традиций.
Юридические пласты на Северном Кавказе — адат и шариат в XIX в. были элементами системы права России, они действовали и развивались под эгидой общеимперского законодательства.
Адатское и мусульманское право как феномены общественной жизни являлись нормативно-ценностными регуляторами отношений в северокавказском этническом социуме. Вместе с тем регулятивное правовое воздействие на общественные отношения осуществлялось ими по-разному. Адат по своей сути имел как стабилизирующее, так и консервативное (в самом точном, строгом смысле слова) значение. Он позволял в условиях вхождения в Российское государство не только сохранять в жизни людей устойчивые, твердые правовые начала, но мог стать и труднопреодолимой преградой на пути к прогрессивному развитию общества.
Наибольшее применение, а позднее, при поддержке российской администрации, и приоритетное (как мы увидим далее) использование получило адатное право, особенно в части уголовного преследования. После систематизации норм обычного права народов Северного Кавказа и редактирования их сообразно российским правовым понятиям они сформировались как система, трансформировавшаяся в адатское право, окончательно оформившееся в первой половине XIX в. как свод светского права в отличие от мусульманского религиозного права.
С этой точки зрения, казалось бы, можно констатировать феномен правового дуализма на Северном Кавказе в XIX в.: с одной стороны, адат, с другой — шариат, их использование в организации российского государственного управления на юге империи.
Однако эти правовые образования существовали наряду с российским позитивным правом, действие которого не было ничем ограничено. Более того, коренное население поощрялось в обращении в "общероссийские судебные установления", из компетенции горских традиционных судов были изъяты все дела, в которых одной из сторон были лица православного вероисповедания. В прокламации об учреждении судебного управления Кабардой прямо предписывалось разрешать дела по адатам, "приспосабливая оные, поколику важность случаев дозволит, к правам российским". Таким образом, не только можно, но и необходимо говорить о юридическом плюрализме: компетенции адатского, мусульманского права и общем действии российского права. Компетенция адата и шариата ограничивалась определенной сферой регулирования отношений. Думается, что это основная черта традиции права на Северном Кавказе, которая сохранялась на протяжении XIX — начала XX вв.
Адат рассматривается российским правительством как система правовых норм, отличная от шариата, он имел преимущество в том, что опекался государственной властью. Не случайно М.М. Ковалевский отмечал, что отношение российского правительства к кавказским адатам "с самого начала нашего владычества приняло характер решительного признания и явного покровительства".
Российское право на Северном Кавказе в XIX в. было юридическим феноменом, оно по основным своим параметрам оставалось главным, по сравнению с адатом и шариатом, инструментом власти. В юридической системе этого региона существование адатской и мусульманской правовых подсистем обусловлено политическими и социальными причинами, необходимостью охраны общественного порядка, упорядочения семейно-брачных отношений. Российская государственная власть вынуждена была считаться с традиционными юридическими формами и процедурами, общепринятыми юридическими канонами. Интеграция адата и мусульманско-правовых норм в систему права России сделало возможным проведение в жизнь эффективной государственно-правовой политики, поддержание известного правопорядка. В исторических условиях XIX в. юридическая система на Северном Кавказе отличалась тем, что соединяла разноуровневые по "силовому обеспечению" правовые образования. Российское право в этой системе получило доминирующее, императивное значение. Адат и шариат так или иначе были приспособлены к нему и в качестве институционного образования приобрели юридически утонченные формы.
Таким образом, правовой плюрализм на Северном Кавказе, истоки которого лежат в первой половине XIX в., можно определить как явление, по своей природе, органике порожденное властью и государственной волей нормативное институционное образование, вобравшее в себя совокупность норм адата, шариата и российского права, определяющее и обеспечивающее юридически дозволенное поведение.
Картина юридического плюрализма на Северном Кавказе в XIX в. будет неполной, если не дополнить ее элементами судебного плюрализма, являющегося его продолжением. В процессе организации российского государственного управления на Северном Кавказе были сохранены традиционные судебные институты — адатский суд и суд кадиев. Вместе с тем в связи с трансформацией адата и шариата в подсистемы права в XIX в. изменяется суть правосудия: из инстанций по разрешению и урегулированию конфликтов они превращаются в государственные судебные органы, предназначенные для рассмотрения гражданских и уголовных дел в сфере действия адатского и мусульманского права. Родовые суды и расправы, учрежденные на Северном Кавказе в конце XVIII в. по прообразу российских, заменившие их в XIX в. горские словесные суды действовали параллельно с общими судебными установлениями и мировыми судами. Институционная значимость данных органов обусловлена легитимацией государственной властью альтернативных адатских и шариатских судебных процедур и юстиции. Однако власть сохраняла монополию в правосудии, назначая на должность председателя горского словесного суда своего чиновника и оставляя за собой право контроля за этими процедурами, в частности посредством апелляции в свои судебные ведомства.