Содержание любой профессии определяется в первую очередь объективными требованиями общества. Для учителя физкультуры общеобразовательной школы эти требования выражены в целях и задачах физического воспитания учащихся.

            В каждой деятельности можно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы труда. Применительно к педагогической работе определяют три её стороны - познавательную (изучение учащихся, содержание и условия работы, наличие спортивного инвентаря и оборудования), проектировочную ( планирование содержания обучения и воспитания, деятельности учащихся и педагога) и непосредственно исполнительскую (обучение, воспитание и оздоровление учащихся).

            Главным  структурным компонентом педагогической деятельности принято считать - организаторский, коммуникативный и диагностический.

Все виды педагогической деятельности, функции учителя ФВ воздействуют на школьников не самостоятельно, а через интегрирующую функцию – обучение, воспитание и оздоровление учащихся.

            Содержание знаний и умений учителя обусловлено целями и задачами работы по ФВ учащихся, а также структурой физкультурно-педагогической деятельности.

            Для выполнения необходимых компонентов педагогической работы учитель должен владеть определённой системой орудий труда, главным из которых являются знания и умения. Знания учителя, его эрудиция – одно из слагаемых педагогического мастерства. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость. Но не простят плохого знания своего дела. Чем шире объём знаний учителя и, следовательно, чем выше его общий культурный уровень, тем полноценнее его умения.

            Структуру знаний учителя ФВ составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.

Педагогическая профессия предъявляет повышенные требования и к общеобразовательной подготовке учителя. Основательная общенаучная база обеспечивает долгосрочность профессиональных знаний специалистов, помогает легче привыкать к новой социальной среде, быстрее овладевать индивидуальным стилем работы.

            Педагогическое мастерство не может развиваться без исследовательских умений, основу которых составляет анализ всего процесса учебно-воспитательной работы, а также творческое совершенствование её. Если учитель не подвергает свой труд глубокому анализу, то накапливаемый опыт со временем приобретает определённую долю профессиональной косности. Если же не анализирует свою деятельность молодой педагог, то он быстро забывает усвоенные в ВУЗе научные положения, приспосабливается к чужим методам и оказывается не в состоянии выработать свой собственный, индивидуальный стиль работы.

            В педагогической работе большое значение имеют различные умения, не являющиеся обязательным атрибутом профессии. Учителю ФВ часто приходиться организовывать и проводить различные сборы, праздники, руководить туристическими походами, работать в спортивно-оздоровительных лагерях. Все необходимые умения в данной работе служат существенным дополнением в формировании личного стиля работы педагога. В.А. Сухомлинский говорил: «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». В век научного прогресса роль «человеческого фактора» в учительском труде неизменно возрастает. Личность – это человек, достигший высокого уровня психического развития. В работе учителя ФВ очень важна наблюдательность, она необходима для успеха в любом виде деятельности и приобретает соответствующую направленность: это специфическое восприятие, проникновение во внутренний мир ребёнка, что дает учителю большой фактический материал, помогает быть хорошим диагностом.

           

Вопросы для самоконтроля

 1. Какие компоненты педагогического мастерства учителя выделены в трудах античных философов?

2. Какие направления в изучении проблемы педагогического мастерства выделяются в современных исследованиях?

3. Определите особенности представлений о педагогическом мастерстве учителя в психоаналитической и гуманистической психологии?


Лекция 1

 

СИСТЕМА ПОСТРОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

 

1. Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки

2. Средства спортивной тренировки

3. Методы спортивной тренировки.

4. Закономерности тренировочного процесса.

 

Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки

    Спортивная тренировка – это составная часть подготовки спортсмена. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности.

    Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию наивысших спортивных результатов в ответственных соревнованиях.

    Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.

3. Совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5. Комплексное совершенствование способности к реализации дос­тигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона.

    Характерные черты спортивной тренировки:

-           направленность ее на достижение индивидуально возможного высшего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине;

-           ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена в избранном виде спорта или его конкретной дисциплине;

-           тщательный отбор спортсменов для систематических занятий тем или иным видом спорта;

-           большая продолжительность занятий, необходимая для достижения спортивных максимальных результатов, и относительно ограниченный период их демонстрации;

-           исключительно высокий уровень тренировочных и соревновательных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к состоянию здоровья спортсменов, их психофизическим возможностям;

-           высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов;

-           необходимость систематического и углубленного комплексного контроля над состоянием спортсмена в процессе тренировочных занятий и соревнований;

-           руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельности и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;

-           широкое использование в тренировочном процессе неспецифических средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена.

 

Средства спортивной тренировки

    Средства спортивной тренировки отвечают на вопрос: с помощью чего можно повысить уровень физической, технической, тактической, психологической подготовленности спортсмена и обеспечить готовность к спортивному достижению.

    Весь комплекс средств спортивной тренировки, применяемый в процессе подготовки спортсменов, условно можно подразделить на две группы:

         1. Собственно тренировочные упражнения являются главным средством потому, что их применение позволяет решать основные задачи спортивной тренировки.

    В зависимости от сходства и различия с видом спорта, избранным в качестве предмета специализации, все физические упражнения подразделяются на соревновательные и подготовительные, а последние, в свою очередь, на специально-подготовительные и общеподготовительные.

    Соревновательные упражнения – это целостные действия или совокупность действий, которые служат средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по избранному виду спорта. Понятие «соревновательные упражнения» в этом смысле тождественно понятию «вид спорта».

    В методическом отношении различают: а) собственно соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленными для данного вида спорта; б) тренировочные формы соревновательных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них по особенностям режима и форме действий. Это так называемые модельные формы соревновательных упражнений.

    Специально-подготовительные упражнения это такие действия, которые имеют существенное сходство с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно-временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно-мышечным напряжениям и по преимущественному проявлению физических способностей.

    Подбор специально-подготовительных упражнений определяется спецификой избранного вида спорта, а поэтому круг этих упражнений обычно сравнительно ограничен.

    Общеподготовительные упражнения это такие действия, которые оказывают разнонаправленное воздействие на спортсмена, способствуют развитию комплекса физических качеств, а также формированию разнообразных умений и навыков. К их числу относятся:

    - упражнения своего вида спорта, но отличающиеся от него режимом функционирования организма, способом и условиями выполнения действий.

- упражнения из других видов спорта.

    При выборе общеподготовительных упражнений важно соблюдать следующие требования: а) упражнения должны обеспечивать всестороннее развитие спортсмена; б) они должны вместе с тем отражать особенности спортивной специализации.

    В практике спорта общеподготовительные упражнения применяются:

·        для формирования, закрепления или восстановления умений и навыков, играющих вспомогательную роль в спортивном совершенствовании спортсмена;

·        для повышения общего уровня работоспособности спортсмена или поддержания его;

·        для создания функционального фундамента для специализированного развития физических способностей;

·        для активного отдыха, ускорения восстановительных процессов в организме после двигательных нагрузок, устранения монотонности тренировки.

    2. Дополнительные (вспомогательные) средства спортивной тренировки включают в себя 4 группы средств:

    В группу естественно-средовых средств тренировки входят солнечная радиация, водные и воздушные процедуры, пребывание в среднегорье и высокогорье. Они используются для повышения устойчивости организма к влиянию охлаждения, согревания, недостатку кислорода, т.е. для закаливания и укрепления здоровья спортсмена. Занятия в среднегорье и высокогорье (1400-2800-3200 м) оказывают стимулирующее влияние на рост работоспособности спортсменов и спортивных результатов в условиях равнины.

    К медико-биологическим средствам спортивной тренировки относятся: рациональный суточный режим и личная гигиена спортсмена, гигиеническое обеспечение мест занятий, гигиеническое состояние спортивного оборудования и инвентаря; рациональное питание с использованием препаратов и продуктов повышенной биологической ценности (белковые препараты, спортивные напитки, кислородные коктейли и т.д.); вдыхание кислорода, вдыхание искусственного ионизированного воздуха (аэроионизация); гидропроцедуры (различные виды душа, ванн, баня); физиопроцедуры (ультрафиолетовое облучение, световые (тепловые) воздействия, ультразвук, коротковолновая диатермия); пребывание в барокамере и термокамере с дозированным изменением давления, содержания кислорода, температуры; электростимуляция (электросон, электростимуляция нервно-мышечного аппарата, электровоздействия на биологически активные точки тела – электропунктуация); различные виды массажа и самомассажа (ручной, аппаратный – вибрационный, пневмомассаж, гидромассаж и т.д.).

    Средства психологического воздействия: идеомоторные упражнения (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); внушенный сон-отдых; мышечная релаксация; аутогенная психомышечная тренировка; музыка (обычная, цветомузыка); просмотр фильмов со скрытыми титрами; организация быта и досуга (создание кабинетов «психологической разгрузки»); соблюдение правил психогигиены.

    К материально-техническим средствам относятся спортивные тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная аппаратура. По назначению их условно можно подразделить на следующие группы:

1. Технические средства по получению информации о выполненных действиях. Примером их являются приборы «срочной информации», большое число которых было разработано по инициативе и под руководством B.C. Фарфеля. Они применяются для получения информации о положении тела, скорости, темпе и ритме движений, величине прилагаемых усилий после или в ходе выполнения упражнения. Информация о контролируемых параметрах действия спортсмена позволяет доводить до их сознания количественные и качественные характеристики движений и вносить в них точные коррекции, недопустимые при обычных методах подачи речевой информации даже самым опытным тренером.

2. Технические средства по программированию действий, поведения спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме занимающихся. Это, в частности, различные планирующие устройства типа звуко-, свето-, авто- и кардио лидеров, позволяющих задать спортсмену внешнюю скорость, темп, длительность выполнения упражнения)  внутреннюю величину нагрузки (определенную частоту сердечных сокращений); технические устройства, моделирующие игровые и боевые ситуации и ответные действия в спортивных играх и единоборствах.

3. Тренажерные устройства, предназначенные преимущественно: а) разучивания, совершенствования техники движений и тактических навыков; б) совершенствования специальной физической подготовленности в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному упражнению. Например, качальные и маятниковые тренажеры для прыгунов и метателей, изокинетические тренажеры для силовой подготовки гребцов, гребные тренажеры с дозируемым сопротивлением и т.д.

Комплексное использование перечисленных выше средств – необходимое условие эффективного решения задач в процессе спортивной тренировки юных спортсменов.

 

 

Методы спортивной тренировки.

 

Методы спортивной тренировки подразделяются на две группы.

К первой группе методов относятся методы, направленные на изучение техники вида спорта:

1. Метод слова.

2. Метод показа.

3. Целостно-расчлененный метод.

4. Целостный метод.

Ко второй группе методов, направленных на развитие физических качеств, следует отнести:

Равномерный метод предполагает однократное выполнение тренировочной нагрузки с постоянной интенсивностью (скоростью).

Метод направлен на развитие выносливости и координации движений.

Длительность упражнения от 10 до 80 мин с интенсивностью от 60 до 85% от максимальной.

Преимущество: способствует закреплению двигательного стереотипа движений (стабильность) и развитию аэробных механизмов энергообеспечения.

Недостаток: значительная монотонность выполнения.

Переменный метод характеризуется однократным выполнением нагрузки с разной интенсивностью (скоростью).

Метод направлен на развитие специальной выносливости и координационной вариативности.

Длительность упражнения от 20 до 120 мин с диапазоном скоростей от 50 до 90% от максимальной.

Преимущество: меньшая чем у равномерного метода монотонность выполнения нагрузки и совершенствование технического мастерства.

Недостаток: сложность в определении суммарной величины воздействия выполненной нагрузки.

Повторный метод  представляет собой неоднократное выполнение отдельных тренировочных повторений разделенных достаточным для восстановления интервалом отдыха (полное или частичное восстановление).

Метод направлен на развитие скоростных и силовых способностей.

Длительность одного повторения от нескольких секунд до 20 мин с интенсивностью от 85 до 100% от максимальной.

Преимущество: возможность достигать максимальной интенсивности выполнения нагрузки  в каждом повторении и хорошее дозирование величины воздействия.

Недостаток: длительный промежуток времени между повторениями значительно увеличивает продолжительность одного упражнения.

Интервальный метод характеризуется неоднократным повторением интенсивных нагрузок, разделенных непродолжительным интервалом отдыха.

Метод направлен на развитие скоростной и силовой выносливости.

Длительность одного повторения от 15 с до 3 мин с интервалами отдыха до 90 секунд и с интенсивностью от 88 до 98 % от максимальной.

Преимущество: позволяет достичь максимально допустимый прирост специальной работоспособности за счет тренирующего эффекта не только самой нагрузки, но и интервала отдыха.

Недостаток: требует постоянного контроля для избежания перенапряжения сердечно-сосудистой системы.

Контрольный метод предполагает выполнение предельных или строго фиксированных тренировочных нагрузок.

Метод направлен на оценку уровня развития отдельных физических качеств.

Его длительность и интенсивность зависят от оцениваемого качества.

Преимущество: в высокой точности получаемой информации.

Недостаток: отсутствие соревновательной обстановки.

Соревновательный метод предусматривает создание максимально приближенной к соревнованию обстановки при наличии соперников, судей и в строгом соответствии с правилами соревнований.

Метод направлен на трансформацию достигнутого уровня развития физических качеств  (состояние тренированности) в более высокое состояние подготовленности.

Длительность регламентируется правилами соревнований.

Преимущество: приближенность к соревнованию.

Недостаток: плохое дозирование нагрузки, в связи с неизвестностью в действиях соперников.

Игровой метод предполагает обыгрывание соперников в рамках правил игры.

Метод направлен на развитие скоростных качеств и координации движений.

Длительность регламентируется правилами игры.

Преимущество: повышенная эмоциональность во время проведения, высокая мотивация в конечном результате особенно в командных играх, способность разнообразить тренировочный процесс.

Недостаток: большая вероятность получения травм, особенно в соревновательном периоде подготовки спортсменов на уровне высокой функциональной готовности организма к проявлению физических качеств.

Комбинированный метод  может иметь комплексную направленность при одновременном развитии нескольких физических качеств. Он включает в себя параметры нескольких методов.

Длительность зависит от особенностей развиваемых качеств. Чаще всего эти качества связаны с проявлением скоростной или силовой выносливости. В пределах 3-5 минут для скоростной выносливости и 8-12 минут силовой выносливости.

Преимущество в большем выборе компонентов тренировочного упражнения.

Недостаток в недостаточной эффективности данного метода при развитии отдельных физических качеств.

 

 

Закономерности тренировочного процесса.

 

 

Основными закономерностями спортивной тренировки являются:

1. Специализация и направленность на максимальный результат.

Плотность результатов на крупнейших международных соревнованиях и их значительное улучшение активизирует процессы формирование целевой установки на достижение каждым спортсменом максимально возможного для него результата.

2. Единство общей и специальной подготовки. Тренировочные нагрузки направленные на развитие всех физических качеств имеют положительный перенос на соревновательную деятельность. Физические упражнения из других видов спорта способствуют не только развитию физических качеств, но и расширяют двигательный запас умений и навыков, необходимых в избранном виде спорта. Ранняя узкая специализация может привести к быстрому достижению хорошо стабилизированных движений, характеризующих «скоростной барьер». Хотя по своему уровню это барьер может быть для данного возраста высоким, однако дальнейшее улучшение спортивных результатов тормозится отсутствием базовой подготовки.

3. Доступность и постепенность тренирующих воздействий. Тренирующее воздействие достаточно мощный внешний фактор, который может вызвать как положительные, так и отрицательные изменения в организме человека. Особенно это опасно в детском и юношеском возрасте. В этот период формируются все необходимые спортсмену физические качества и двигательные навыки. Любое чрезмерное воздействие может приостановить естественный процесс развития. Учитывая это, следует подбирать величину и характер воздействия доступные для  нормального протекания долговременных процессов адаптации. Следует учитывать, что постоянное и постепенное увеличение повторяемых тренирующих воздействий приводит к улучшению обменных процессов в организме спортсмена и улучшению его физической подготовленности. 

4. Учет индивидуальных особенностей спортсмена. Каждый человек от природы наделен разными адаптационными возможностями. Кроме этого его биологическое развитие может отличаться от паспортного возраста. Эти особенности следует учитывать при выборе тренирующих воздействий. Поэтому очень важно соблюдать педагогические и медицинские принципы – от простого к сложному, через доступность каждого тренировочного воздействия к степени готовности спортсмена (не навреди).

5. Непрерывность тренировочного процесса  предполагает постепенность и постоянство воздействия тренировочных занятий, объединенных в строгую педагогическую систему без вынужденных перерывов в занятиях, которые снижают тренировочный эффект системы.  Любые перерывы в тренировочном процессе снижают адаптационные возможности спортсмена и приводят к неадекватному реагированию организма на хорошо ранее знакомые физические нагрузки. Это снижает эффективность всего процесса подготовки

6. Волнообразность изменения тренирующих воздействий  основана на законах адаптации, утомления и восстановления протекающих в виде волнообразного процесса. Достижение наилучшей спортивной формы предусматривает постепенный переход из одной промежуточной фазы к последующей. Процесс приобретения спортивной формы имеет три обязательные фазы. Каждая отличается по уровню подготовленности от последующей. В первой фазе – «приобретения спортивной формы», наблюдается постепенное улучшение спортивного результата от исходного, достигнутого в предыдущем цикле подготовки. Во второй фазе – «стабилизации спортивной формы», постепенный прирост спортивного результата достигает своих предельных для данного адаптационного процесса величин. Именно в данной фазе может быть достигнут наилучший спортивный результат. Длительность второй фазы зависит от многих факторов и не может продолжаться более 1-2 месяцев. После этого наступает следующая третья фаза – «временного снижения спортивного результата под воздействием процессов утомления». Все три фазы по своей форме представляют волнообразный процесс.

7. Цикличность построения тренировочного процесса. Фазы формирования спортивной формы в виде волнообразного процесса могут иметь различную длительность и направленность. Каждая волна может иметь свои особенности и методику ее формирования. Определенная последовательность чередования нескольких волн может быть представлено в виде одного цикла подготовки. Последовательное использование данных циклов может приводит к более качественному улучшению спортивных результатов в многолетнем тренировочном процессе