Настройка зачисления на курс
Содержание любой профессии определяется в первую очередь объективными требованиями общества. Для учителя физкультуры общеобразовательной школы эти требования выражены в целях и задачах физического воспитания учащихся.
В каждой деятельности можно выделить подготовительный, исполнительный и контрольный этапы труда. Применительно к педагогической работе определяют три её стороны - познавательную (изучение учащихся, содержание и условия работы, наличие спортивного инвентаря и оборудования), проектировочную ( планирование содержания обучения и воспитания, деятельности учащихся и педагога) и непосредственно исполнительскую (обучение, воспитание и оздоровление учащихся).
Главным структурным компонентом педагогической деятельности принято считать - организаторский, коммуникативный и диагностический.
Все виды педагогической деятельности, функции учителя ФВ воздействуют на школьников не самостоятельно, а через интегрирующую функцию – обучение, воспитание и оздоровление учащихся.
Содержание знаний и умений учителя обусловлено целями и задачами работы по ФВ учащихся, а также структурой физкультурно-педагогической деятельности.
Для выполнения необходимых компонентов педагогической работы учитель должен владеть определённой системой орудий труда, главным из которых являются знания и умения. Знания учителя, его эрудиция – одно из слагаемых педагогического мастерства. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость. Но не простят плохого знания своего дела. Чем шире объём знаний учителя и, следовательно, чем выше его общий культурный уровень, тем полноценнее его умения.
Структуру знаний учителя ФВ составляют общественно-политические, психолого-педагогические, медико-биологические и специальные знания.
Педагогическая профессия предъявляет повышенные требования и к общеобразовательной подготовке учителя. Основательная общенаучная база обеспечивает долгосрочность профессиональных знаний специалистов, помогает легче привыкать к новой социальной среде, быстрее овладевать индивидуальным стилем работы.
Педагогическое мастерство не может развиваться без исследовательских умений, основу которых составляет анализ всего процесса учебно-воспитательной работы, а также творческое совершенствование её. Если учитель не подвергает свой труд глубокому анализу, то накапливаемый опыт со временем приобретает определённую долю профессиональной косности. Если же не анализирует свою деятельность молодой педагог, то он быстро забывает усвоенные в ВУЗе научные положения, приспосабливается к чужим методам и оказывается не в состоянии выработать свой собственный, индивидуальный стиль работы.
В педагогической работе большое значение имеют различные умения, не являющиеся обязательным атрибутом профессии. Учителю ФВ часто приходиться организовывать и проводить различные сборы, праздники, руководить туристическими походами, работать в спортивно-оздоровительных лагерях. Все необходимые умения в данной работе служат существенным дополнением в формировании личного стиля работы педагога. В.А. Сухомлинский говорил: «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика». В век научного прогресса роль «человеческого фактора» в учительском труде неизменно возрастает. Личность – это человек, достигший высокого уровня психического развития. В работе учителя ФВ очень важна наблюдательность, она необходима для успеха в любом виде деятельности и приобретает соответствующую направленность: это специфическое восприятие, проникновение во внутренний мир ребёнка, что дает учителю большой фактический материал, помогает быть хорошим диагностом.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие компоненты педагогического мастерства учителя выделены в трудах античных философов?
2. Какие направления в изучении проблемы педагогического мастерства выделяются в современных исследованиях?
3. Определите особенности представлений о педагогическом мастерстве учителя в психоаналитической и гуманистической психологии?