Актуальность. В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. Любому типу общества присуща соответствующая система образования. Техногенному обществу свойственна, так называемая, «традиционная» система образования. Посттехногенному нужна принципиально новая система образования, где образование рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности посредством обучения и воспитания, а учитель организует познавательную деятельность школьников.

 

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций - важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

 

Модернизация общего образования в целом включает и реформирование физического образования. Физика как общеобразовательный предмет вносит свой вклад в решение задач обучения, воспитания и развития учащихся, подготовки их к труду и жизни. Оживить процесс обучения, создать атмосферу, сопутствующую поиску и творчеству, сделать учебную деятельность увлекательной и интересной, пробудить у учащихся тягу к знаниям поможет решить постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.

 

Целью исследования стало выявление методических условий организации исследовательской деятельности, дающих возможность учащимся инициировать самостоятельное мышление для повышения качества обучения. Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

 

1. Анализ литературы, нормативных документов по теме исследования.

 

2. Разработка методики обучения физике, направленной на организацию исследовательской деятельности.

 

3. Проведение педагогического экспериментального исследования по организации исследовательской деятельности.

 

4. Разработка методических рекомендаций для учителей и заданий для учащихся, по организации исследовательской деятельности при обучении физике в общеобразовательной школе.

Процесс конструирования учебного процесса по физике определяется содержанием методологии теории и методики обучения физике. Если мето- дика обучения физике отвечает на вопросы: «зачем учить?» (целевой компо- нент процесса обучения); «что учить?» (содержательный компонент физиче- ского образования); «как учить?» (процессуальный компонент технологии обучения), то методология раскрывает общий инструментальный аппарат её конструирования.

Методология как учение об организации продуктивной деятельности детерминирует  её  предмет  –  организацию  деятельности  (А.М. Новиков, Д.А. Новиков). По сути своей организация деятельности и определяет науч- ные основы конструирования учебного процесса по физике. Она включает три составляющие – процесс, систему, субъектов образовательного процесса [31]. Процесс характеризует как внутреннюю, так и внешнюю упорядочен- ность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, которые раскрываются через взаимосвязь целевого, содержательного и про- цессуального его компонентов, составляющих сложную систему. Эта систе- ма включает участников образовательного процесса.

Процесс учебного познания представляет собой движение от простого

к  сложному, от сущности первого порядка ко второму, третьему и т.д. Ины- ми словами, он структурируется в определённой последовательности от еди- ничного к общему, а от него к предельно общему. Учебный материал по фи- зике, включенный в образовательные программы и учебные пособия, конст- руируется в соответствии с элементами знаний: факты (явления), понятия (физические величины), законы, теории, физическая картина мира, методы научного познания [58]. Каждый из названных элементов знания может слу- жить дидактической единицей обучения. Используя другое основание для

классификации  дидактических  единиц  обучения,  например,  не  элементы

знания, а структурные компоненты курса физики – разделы, вопросы, темы, 6


 
включающие главы. Можно сказать, что параграф учебника служит той ми- нимальной порцией знания (дидактической единицей) для самостоятельного изучения учащимися учебного материала в классе и дома. Если дидактиче- ской единицей обучения является такой элемент знания, как фундаменталь- ная физическая теория, составляющая базис раздела физики (механика, мо- лекулярная физика, электродинамика, квантовая физика), то в нём можно выделить семь дидактических единиц обучения – классическая механика, молекулярная  кинетическая  теория  строения  вещества  и  термодинамика, электронная теория вещества, теория электромагнитного поля, специальная теория  относительности,  квантовая  механика,  релятивистская  квантовая электродинамика.

Астрофизика — наука, занимающаяся исследованием далеких космических объектов и явлений физическими методами. Астрофизика и космология нацелена на создание физической картины окружающего мира, объясняющей наблюдаемые явления, на изучение происхождения и эволюции как отдельных классов астрономических объектов, так и Вселенной как единого целого в рамках известных физических законов.

Поскольку прямые контакты научных приборов с изучаемыми объектами практически исключены, основу астрофизики, как и астрономии в целом, составляют наблюдения, то есть прием (детектирование) и анализ излучения далеких источников. Непосредственные результаты наблюдений, как правило, сводятся к относительным или абсолютным измерениям энергии, приходящей от источника или его отдельных частей, в определенных интервалах спектра. Интерпретация результатов наблюдений базируется на знании механизмов излучения электромагнитных волн и их взаимодействия с веществом.

Очевидно, что астрофизика неотделима от физики, так что резкой границы между ними не существует. Однако она обладает важной особенностью, заключающейся не столько в специфичности космических объектов или в необычных пространственных масштабах изучаемых явлений, сколько в исследовании формирования и эволюции астрономических тел и систем. По словам крупнейшего отечественного астрофизика И. С. Шкловского, «едва ли не основным результатом многолетних исследований астрономических объектов является утверждение о том, что все они эволюционируют». Основной силой, определяющей характер эволюции астрономических объектов, является гравитация (что связано с их большими массами), которая в физике «земных» явлений, как правило, не имеет решающего значения или воспринимается только как наличие у тел веса. Поэтому в астрофизике очень большое внимание уделяется изучению гравитационного взаимодействия и самогравитации космических тел и сред и той роли, которую они играют в их формировании и эволюции.

Физические свойства космических объектов, определяемые по характеру излучения, а также их происхождение и эволюция, связанная прежде всего с гравитацией, — это два основных и взаимосвязанных аспекта современной астрофизики. Именно на их изучение, в первую очередь, нацелен настоящий курс.