Настройка зачисления на курс
Процесс конструирования учебного процесса по физике определяется содержанием методологии теории и методики обучения физике. Если мето- дика обучения физике отвечает на вопросы: «зачем учить?» (целевой компо- нент процесса обучения); «что учить?» (содержательный компонент физиче- ского образования); «как учить?» (процессуальный компонент технологии обучения), то методология раскрывает общий инструментальный аппарат её конструирования.
Методология как учение об организации продуктивной деятельности детерминирует её предмет – организацию деятельности (А.М. Новиков, Д.А. Новиков). По сути своей организация деятельности и определяет науч- ные основы конструирования учебного процесса по физике. Она включает три составляющие – процесс, систему, субъектов образовательного процесса [31]. Процесс характеризует как внутреннюю, так и внешнюю упорядочен- ность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, которые раскрываются через взаимосвязь целевого, содержательного и про- цессуального его компонентов, составляющих сложную систему. Эта систе- ма включает участников образовательного процесса.
Процесс учебного познания представляет собой движение от простого
к сложному, от сущности первого порядка ко второму, третьему и т.д. Ины- ми словами, он структурируется в определённой последовательности от еди- ничного к общему, а от него к предельно общему. Учебный материал по фи- зике, включенный в образовательные программы и учебные пособия, конст- руируется в соответствии с элементами знаний: факты (явления), понятия (физические величины), законы, теории, физическая картина мира, методы научного познания [58]. Каждый из названных элементов знания может слу- жить дидактической единицей обучения. Используя другое основание для
классификации дидактических единиц обучения, например, не элементы
знания, а структурные компоненты курса физики – разделы, вопросы, темы, 6
включающие главы. Можно сказать, что параграф учебника служит той ми- нимальной порцией знания (дидактической единицей) для самостоятельного изучения учащимися учебного материала в классе и дома. Если дидактиче- ской единицей обучения является такой элемент знания, как фундаменталь- ная физическая теория, составляющая базис раздела физики (механика, мо- лекулярная физика, электродинамика, квантовая физика), то в нём можно выделить семь дидактических единиц обучения – классическая механика, молекулярная кинетическая теория строения вещества и термодинамика, электронная теория вещества, теория электромагнитного поля, специальная теория относительности, квантовая механика, релятивистская квантовая электродинамика.