Практическое занятие 3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ).

План  занятия:

1.    Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

2.    Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм.

3.    Истина и заблуждение. Критерии истины.

 

Темы рефератов:

1.    Особенности обыденного знания.

2.    Критерии научности теории. Проблема выбор теории.

3.    Познание и творчество.

4.    Многообразие форм знания и познавательной деятельности.

5.    Подсознательное, бессознательное, интуиция, её роль в познании.

 

Контрольные вопросы для проверки СРС

1.  Какова структура гносеологического отношения?

2.  Перечислите исходные принципы познания и дайте их краткую характеристику.

3.  От чего зависит познавательный образ, чем определяется его природа?

4.  Установите статус понятий истина, заблуждение, ложь, правда.

5.  Что есть истина и каков ее критерий?

6.  Имеет ли практика достаточное основание быть критерием истины?

7.  Перечислите основные методы эмпирического познания и дайте их характеристику.

8.  Какие методы зарекомендовали себя в производстве теоретического знания?

9.  Соотнесите научное и вненаучное познание, определите роль вне-научного познания в жизни общества и человека.

 

Тесты к теме: «Гносеология (теория познания)»

1.    Учение о познании – это…

а)    логика;

б)    онтология;

в)    философия;

г)    гносеология;

д)    антропология

2.    Существование «врождённых идей» признают представители…

а)    эмпиризма;

б)    рационализма;

в)    сенсуализма;

г)    диалектического материализма

3.    Согласно классической концепции, истина – это…

а) фрагмент объективной реальности;

б)    мнение субъекта об объекте;

в)    адекватное отражение объекта субъектом;

г)    процесс познания объекта субъектом

4.   Главными свойствами человеческого сознания являются (не менее трёх):

а)    идеальность;

б)    материальность;

в)    интенциональность;

г)    идеаторность;

д)    инстинктивность

5.   Носителем познавательной активности является…

а)    субъект;

б)    объект;

в)    человек;

г)    деятельность

6.   Чувственное и рациональное познание…

а)    не зависят друг от друга;

б)    исходят из опыта;

в)    противостоят друг другу;

д)    взаимосвязаны

7.   Классическая концепция истины основана на принципе:

а)    конвенции;

б)    корреспонденции;

в)    когеренции;

г)    коэволюции

8.   Рациональное познание, в отличие от чувственного, отражает
действительность…

а)    в существенных связях и закономерностях;

б)    фрагментарно;

в)    во всей полноте признаков;

г)    в постоянном изменении

9.   Элементарными формами отражения действительности являются (не менее
трех):

а)    духовное;

б)    социальное;

в)    механическое;

г)    физическое;

д)    химическое

10.  Гносеологический оптимизм (гностицизм)утверждает, что…

а)    познание мира невозможно;

б)    мир принципиально познаваем;

в)    не существует исторического развития познания;

г)    возможности познания ограничены

11.  Истинное знание, согласно прагматизму…

а)    ведет к практическому действию;

б)    исходит из сомнения;

в)    соответствует действительности;

г) подтверждается опытом

12.  Основными формами сознания являются:

а)    общественное;

б)    индивидуальное;

в)    виртуальное;

г)    трансцендентное

13. Единица мысли, содержащая систему существенных признаков предмета,
называется…

а)    понятием;

б)    восприятием;

в)    представлением;

г)    суждением;

д)    умозаключением

14.  В качестве основного критерия истины в диалектическом материализме
выступает:

а)    очевидность;

б)    чувственный опыт;

в)    логическая противоречивость;

г)    практика

15.  С позиции агностицизма сущность и явление…

а)    не связаны друг с другом;

б)    суть одно и то же;

в)    не даны нашему сознанию;

г)    взаимосвязаны

16.  По форме наши знания…, и являются продуктом человеческой активности,
а по содержанию - …, так как это содержание есть отраженная реальность,
не зависящая от человека

а)    действительны/возможны;

б)    идеальны/материальны;

в)    естественны/искусственны;

г)    субъективны/объективны

17.  К формам рационального познания относятся (не менее трех):

а)    понятия;

б)    представления;

в)    ощущения;

г)    суждения;

д)    умозаключения

18.  «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», утверждают
сторонники…

а)    рационализма;

б)    эмпиризма;

в)    сенсуализма;

г)    интуитивизма

19.  К формам чувственного познания относятся (не менее трех):

а)    восприятие;

б)    ощущение;

в)    представление;

г)    суждение;

д)    умозаключение

20.  В рамках концепции… утверждается, что в основе научных теорий лежат произвольные соглашения между людьми.

а)    корреспонденции;

б)    конвенционализма;

в)    когеренции;

г)    коэволюции

 

Литература:

1.             Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

2.             Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. М., 1998.

3.             Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания.    М., 1990.

4.             Знание за пределами науки.  М., 1990.

5.             Коршунов A.M. Познание и деятельность. М., 1983.

6.             Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

7.             Лосев А. Ф. Философия имени. М., 1990.

8.             Познание и язык. М., 1984.

9.             Полани М. Личностное знание.  М., 1985.

10.         Рорти Р. Философия и зеркало природы.   Новосибирск, 1997.