Практическое занятие 4. Проблема человека в философии
Задание 1.
Как вы объясните такое противоречие, присущее человеку: постоянная жажда свободы, стремление избавиться от гнета, для чего – то и страх перед свободой, не быть полностью ответственными. Ответ представьте в виде эссе.
Задание 2.
Прочитайте фрагмент. Определите автора, философское направление, к которому он принадлежит, охарактеризуйте проблему и взгляды автора на нее. Подберите аргументы за и против представленной в данном фрагменте позиции.
«Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад [души], состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя [видами] порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. А еще и потому [добродетель означает обладание серединой], что как в страстях, так и в поступках [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и ее избирает. Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть ее бытия, добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной».
Контрольный тест по теме.
1. Антропология это учение:
а) О генезисе живых организмов; б) о фауне ; в) об обществе; г) о человеке.
2.
Выделите качества,
которые отличают человека от всех других живых существ и их
«псевдосоциальных» объединений:
а) Наличие инстинктов; б) наличие норм поведения; в) функция воспроизведения рода, потомства; г) наличие культуры; д) способность к абстрактному мышлению.
3. Что, по мнению Энгельса, является основой антропосоциогенеза?
а.) Сознание, способность к познанию; б) наличие в человеке инстинкта самосохранения; в)
труд; г) абстрактное мышление.
4. Понятие, заканчивающее суждение: «Одним из важнейших факторов социогенеза было :
а ) Развитие языка; б) освобождение передних конечностей человека для труда;
в) адаптация человека к условиям жизни; г) освобождение Homo sapiens от рудиментов и
атавизмов.
5. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека?
а) в социальности;
б) в том, что он является «венцом природы»;
в) в том, что он обладает материальными и духовными потребностями;
г) в
том, что каждый человек является индивидуальностью и характеризуется разными
способностями.
6. Выделите верное суждение:
а.) Природные качества не определяют сущность человека; единственным фактором, обуславливающим его сущность, является социальность человека.
б) Человек есть существо как биологическое, так и социальное.
в) Человек
рождается как природное существо, живой организм, и только потом становится
членом общества, поэтому биологическое определяет сущность человека.
7.
Знаковая система
любой физической природы, выполняющая познавательную и
коммуникативную функцию.
а) мышление; б) язык; в) идеология; г) практика.
8. Основатель антропологической философии.
а) Ф.Ницше; б) Н.Чернышевский; в) Л.Фейербах; г) Д. Дидро.
9. Совокупность специфических свойств человек,
позволяющая отличить его от других
людей.
а) индивид; б) ответственность; в) индивидуальность; г) нигилизм.
10. Осознанное определение главных жизненных
целей индивида:
а) судьба; б) душа; в) смысл жизни; г)
свобода.
Литература
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.
2. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. — М., 1997
3. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.
4. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1991.
5. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1999.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
7. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1992.
8. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.