Практическое занятие 4. Проблема человека в философии

Задание 1.

Как вы объясните такое противоречие, присущее человеку: постоянная жажда свободы, стремление избавиться от гнета, для чего – то и страх перед свободой, не быть полностью ответственными. Ответ представьте в виде эссе.

 Задание 2.

Прочитайте фрагмент. Определите автора, философское направление, к которому он принадлежит, охарактеризуйте проблему и взгляды автора на нее. Подберите аргументы за и против представленной в данном фрагменте позиции.

«Итак, добродетель есть сознательно избираемый склад [души], состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя [видами] порочности, один из которых – от избытка, другой – от недостатка. А еще и потому [добродетель означает обладание серединой], что как в страстях, так и в поступках [пороки] преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же [умеет] находить середину и ее избирает. Именно поэтому по сущности и по понятию, определяющему суть ее бытия, добродетель есть обладание серединой, а с точки зрения высшего блага и совершенства – обладание вершиной».

 

Контрольный тест по теме.

1. Антропология это учение:

а) О генезисе живых организмов; б) о фауне ; в) об обществе; г) о человеке.

2. Выделите качества, которые отличают человека от всех других живых существ и их
«псевдосоциальных» объединений:

а) Наличие инстинктов; б) наличие норм поведения; в) функция воспроизведения рода, потомства; г) наличие культуры; д) способность к абстрактному мышлению.

3. Что, по мнению Энгельса, является основой антропосоциогенеза?

а.) Сознание, способность к познанию; б) наличие в человеке инстинкта самосохранения; в)

труд; г) абстрактное мышление.

4. Понятие, заканчивающее суждение: «Одним из важнейших факторов социогенеза было :

а ) Развитие языка; б) освобождение передних конечностей человека для труда;

в) адаптация человека к условиям жизни; г) освобождение Homo sapiens от рудиментов и

атавизмов.

5. В чем, на ваш взгляд, состоит сущность человека?

а) в социальности;

б) в том, что он является «венцом природы»;

в) в том, что он обладает материальными и духовными потребностями;

г) в том, что каждый человек является индивидуальностью и характеризуется разными
способностями.

6. Выделите верное суждение:

а.) Природные качества не определяют сущность человека; единственным фактором, обуславливающим его сущность, является социальность человека.

б) Человек есть существо как биологическое, так и социальное.

в) Человек рождается как природное существо, живой организм, и только потом становится
членом общества, поэтому биологическое определяет сущность человека.

7. Знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и
коммуникативную функцию.

а) мышление; б) язык; в) идеология; г) практика.

8. Основатель антропологической философии.

а) Ф.Ницше; б) Н.Чернышевский; в) Л.Фейербах; г) Д. Дидро.

9. Совокупность специфических свойств человек, позволяющая отличить его от других
людей.

а) индивид; б) ответственность; в) индивидуальность; г) нигилизм.

10. Осознанное определение главных жизненных целей индивида:
а) судьба; б) душа; в) смысл жизни; г) свобода.

 

Литература

1.             Бердяев Н.А. О назначении человека. — М., 1993.

2.             Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие. — М., 1997

3.             Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.

4.             Кьеркегор С. Страх и трепет. — М., 1991.

5.             Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. — М., 1999.

6.             Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

7.             Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1992.

8.             Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М., 1992.