Практическое занятие № 20. Идентификация кислородсодержащего вещества по его характерным свойствам
Цель: Практическое знакомство с качественными реакциями кислородсодержащих органических соединений для их идентификации
Примерный план идентификации кислородсодержащих
органических соединений
Контрольный набор: фенол, формальдегид, глицерин, уксусная кислота.
План проведения качественных реакций для идентификации соединений
1. Из каждой пробирки отливают образец вещества. Добавляют к каждому
образцу бромную воду. В одной из пробирок выпадает белый осадок, следовательно, в ней находится фенол.
2. Из оставшихся пробирок вновь отливают образцы веществ. Добавляют
в каждую из них свежеприготовленный Cu(OH)2. В одной из пробирок осадок
растворится, и образуется раствор синего цвета, значит, в ней глицерин.
3. В другой пробирке наблюдается окрашивание раствора в голубой цвет,
следовательно, в ней уксусная кислота.
4. Соответственно в четвертой пробирке находится формалин. Формалин,
окисленный гидроксидом меди(II), при нагревании образует оксид меди(I) – соединение красного цвета.
Подтверждающие реакции:
5. Характерной цветной реакцией для фенола является реакция с раствором хлорида железа(III). К разбавленному раствору фенола добавляют несколько капель раствора FeCl3. Жидкость окрашивается в темно-фиолетовый цвет.
6. В пробирку с уксусной кислотой добавляют изоамиловый спирт и небольшое количество концентрированной серной кислоты. Пробирку нагревают.
Образуется вещество с характерным запахом грушевой эссенции.
7. Наличие формалина доказывается реакцией «серебряного зеркала».
Вывод: _________________________________________________________