Практическое занятие № 21. Идентификация азотсодержащих органических соединений
Цель: практическое знакомство с качественными реакциями азотсодержащих органических соединений для их идентификации.
Реактивы и материалы: неизвестное органическое вещество (нитрометан, нитропропан, нитробензол, β-нитростирол, диэтиламин, триэтиламин,
анилин, N-метиланилин), конц. и 0,1 н. NaOH, NaNO2, разб. H2SO4, 3%-ный
раствор FeCl3, эфир, 30%-ный раствор NaOH, фенол, КОН, разб. и конц. HCl,
10%-ный раствор KNO2, 5%-ный раствор карбоната натрия, этиловый спирт,
165
хлороформ, раствор лимонной кислоты (2 г лимонной кислоты в 100 мл
уксусного ангидрида), пиридина (хинолин, диметиланилин), конц. раствор
гексацианоферрата(II) калия, уксусная кислота, 2,5%-ный раствор хингидрона
в метиловом спирте.
Оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирки,
водяная баня, спиртовка, спички, синяя лакмусовая бумага, универсальная индикаторная бумага, иодокрахмальная бумажка.
Задание: получите у лаборанта один из контрольных наборов:
1) нитрометан, N-метиланилин;
2) нитропропан, диэтиламин;
3) нитробензол, анилин;
4) β-нитростирол, триэтиламин.
Составьте план проведения качественных реакций для идентификации соединений
1.
2.
3.
4.
Наблюдения и уравнения реакций, лежащих в основе опытов по идентификации соединений, запишите в таблицу:
№ пробирки
Реагент Условия реакции.
Наблюдения
Уравнение реакции
1
2
На основании полученных данных сделайте вывод, какое вещество находится в каждой пробирке:
1-я пробирка –
2-я пробирка –
Вывод: ______