Практическое занятие № 21. Идентификация азотсодержащих органических соединений

Цель: практическое знакомство с качественными реакциями азотсодержащих органических соединений для их идентификации. Реактивы и материалы: неизвестное органическое вещество (нитрометан, нитропропан, нитробензол, β-нитростирол, диэтиламин, триэтиламин, анилин, N-метиланилин), конц. и 0,1 н. NaOH, NaNO2, разб. H2SO4, 3%-ный раствор FeCl3, эфир, 30%-ный раствор NaOH, фенол, КОН, разб. и конц. HCl, 10%-ный раствор KNO2, 5%-ный раствор карбоната натрия, этиловый спирт, 165 хлороформ, раствор лимонной кислоты (2 г лимонной кислоты в 100 мл уксусного ангидрида), пиридина (хинолин, диметиланилин), конц. раствор гексацианоферрата(II) калия, уксусная кислота, 2,5%-ный раствор хингидрона в метиловом спирте. Оборудование: лабораторный штатив, штатив для пробирок, пробирки, водяная баня, спиртовка, спички, синяя лакмусовая бумага, универсальная индикаторная бумага, иодокрахмальная бумажка. Задание: получите у лаборанта один из контрольных наборов: 1) нитрометан, N-метиланилин; 2) нитропропан, диэтиламин; 3) нитробензол, анилин; 4) β-нитростирол, триэтиламин. Составьте план проведения качественных реакций для идентификации соединений 1. 2. 3. 4. Наблюдения и уравнения реакций, лежащих в основе опытов по идентификации соединений, запишите в таблицу: № пробирки Реагент Условия реакции. Наблюдения Уравнение реакции 1 2 На основании полученных данных сделайте вывод, какое вещество находится в каждой пробирке: 1-я пробирка – 2-я пробирка – Вывод: ______