Практическое задание 5. Реакции нуклеофильного замещения

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

В КОМАНДАХ ДОСТИЖЕНИЙ


Тема 5. Реакции нуклеофильного замещения

Каждой микро-группе предлагается по три вопроса для подготовки сообщения и последующего  совместного обсуждения. После обсуждения вопросов в командах каждая из них защищает свой проект перед группой

1.1.         Какие реагенты называются нуклеофилами? Реакции нуклеофильного замещения у насыщенного (тетраэдрического) атома углерода. Общая характеристика реакций нуклеофильного замещения

1.2.         Какой механизм реакции представлен в следующей реакции, представленной в анимации?

( http://www.chemistry.ssu.samara.ru/flash/link_f10.htm)


 1.3. Рассмотреть механизм реакции взаимодействия изопропилхлорида с метиламином

2.1. Механизм нуклеофильного замещения в алкилгалогенидах. Примеры нуклеофильных реагентов и субстратов. Типы реакций нуклеофильного замещения. Механизм бимолекулярного нуклеофильного замещения (SN2). Энергетическая диаграмма реакций (SN2). Механизм мономолекулярного нуклеофильного замещения (SN1).

2.2. От каких факторов зависит механизм реакции нуклеофильного замещения? Конкурирующие реакции: элиминирования и перегруппировки.

 

2.3. Механизм реакции получения и расщепления простых эфиров в кислых условиях.

3.1 Стереохимия реакций нуклеофильного замещения.

3.2 Факторы, влияющие на механизм и скорость нуклеофильного замещения: 1) структура субстрата; 2) влияние природы замещаемых групп; 3) влияние нуклеофильной активности реагента; 4) влияние растворителей и катализаторов; 5) амбидентные ионы. 

3.3. Примеры нуклеофильных реакций: гидролиз алкилгалогенидов, нуклефильное замещение гидроксильной группы в спиртах на алкоксианион.

 

4.1. Общая характеристика реакций нуклеофильного замещения у соединений типа R–CО–X.

4.2. Схема реакций нуклеофильного замещения у карбонильного атома углерода. Схема катализа ацилирующих веществ.

4.3.  Примеры реакций: алкоголиз карбоновых кислот, гидролиз сложных эфиров (щелочной и кислотный).

Критерии оценки:

      оценка «отлично» выставляется студенту, если ответ точный аргументированный  без недочётов.

      оценка «хорошо» выставляется студенту, если в ответе три недочёта.

      оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если в ответе пять или шесть неточностей, недочётов.

      оценка «неудовлетворительно» ответ студента расплывчатый, неаргументированный, неточный.