ЛЕКЦИЯ №7.  ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.

Вопросы:

1.Качества научного мышления.

2.Математическое мышление.

3.Математическое понятие и его характеристики

4.Пути формирования понятий. Классификация понятий.

5.Определение понятия. Виды определений.

6.Теорема. Виды теорем. Методы доказательства теорем.


Вопрос 1.

1.    КАЧЕСТВА НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ

Современное обучение характеризуется стремлением сделать раз­витие мышления школьников управляемым процессом, а основные приемы мышления - специальным предметом усвоения.

Научное мышление характеризуют следующие качества:

гибкость – умение целесообразно варьировать способы решения познавательной проблемы, легкость перехода от одного пути решения проблемы к другому; способность выходить за границы привычного способа действия, находить новые способы решения проблемы при из­менении задаваемых условий; умение перестраивать систему усвоен­ных знаний по мере овладения новыми знаниями и накопления опыта;

оригинальность – высший уровень развития нешаблонного мышле­ния, необычность способов решения учащимися известных задач. Оригинальность мышления – следствие глубины мышления;

глубина – способность проникать в сущность каждого изучаемого факта, в его взаимосвязь с другими фактами, выявлять специфические, скрытые особенности в изучаемом материале; умение конструировать модели конкретных ситуаций и т.д.;

целесообразность – стремление осуществлять разумный выбор дей­ствий при решении какой-либо проблемы, постоянно ориентируясь на поставленную этой проблемой цель, а также стремление отыскать кратчайшие пути ее достижения;

рациональность – склонность к экономии времени и средств для ре­шения поставленной проблемы, стремление отыскать оптимально простое в данных условиях решение задачи, использовать в ходе реше­ния схемы, символику и условные обозначения;

широта – способность к формированию обобщенных способов действий, имеющих широкий диапазон переноса и применения к част­ным, нетипичным случаям; умение охватить проблему в целом, обоб­щить ее, расширить область приложения результатов, полученных в процессе ее разрешения; а также умение классифицировать и система­тизировать изучаемые математические факты и использовать анало­гию и обобщение как методы решения задач;

активность – постоянство усилий, направленных на решение неко­торой проблемы, желание обязательно решить данную проблему, изу­чить различные подходы к ее решению и др.;

критичность – умение оценить правильность выбранных путей реше­ния поставленной проблемы и получаемые при этом результаты с точки зрения их достоверности и значимости; умение найти и исправить собст­венную ошибку, проследить заново все выкладки или ход рассуждения, чтобы выявить противоречие, помогающее понять причину ошибки;

доказательность – умение терпеливо относиться к собиранию фак­тов, достаточных для вынесения какого-либо суждения; стремление к обоснованию каждого шага решения задачи; умение отличать досто­верные результаты от правдоподобных;

организованность памяти – способность к запоминанию, долговре­менному сохранению, быстрому и правильному воспроизведению учебного материала. При обучении учащихся математике следует раз­вивать как оперативную, так и долговременную память, обучать уча­щихся запоминанию наиболее существенного, общих методов и прие­мов решения задач, доказательству теорем; формировать умения систематизировать свои знания и опыт. Организованность памяти формируется у школьников особенно эффективно, если запоминание каких-либо фактов основано на их понимании.

Не нуждаются в комментариях такие качества научного мышления, как ясность, точность, лаконичность устной и письменной речи. Совокуп­ность всех указанных качеств мышления называют научным стилем мышления.