Практическое занятие 2. Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии
Цель занятия: сформировать у студентов представление об античной философии.
Задачи занятия: определить причины появления первой философии в Древней Греции, ее особенности и значение для становления философской мысли в Европе.
План занятия:
1. Досократовская натурфилософия
·- Фалес, Анаксимандр, Анаксагор, Анаксимен ·
- Парменид ·
- Зенон Элейский
·- Демокрит ·
- Гераклит
2. Классическая философия Античности
·- Сократ
·- Платон
·- Аристотель
3. Философия Римского периода
- Стоики ·
- Эпикур
·- Плотин
Ключевые понятия: натурфилософия, космоцентризм, космология, космогония, субстанция, субстрат, антропологический переворот, майевтика, релятивизм, рационализм, антропоцентризм, неоплатонизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм, кинизм, софисты, идея (эйдос), материя, форма, движение, время, категория, закон, натурализм, риторика.
Словарь:
НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.
КОСМОЦЕНТРИЗМ – философское направление античности, система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции, согласно которой мир воспринимается как космос, разнообразный, гармоничный и одновременно способный вселить ужас.
КОСМОЛОГИЯ – раздел астрономии, наука о вселенной как едином связном целом и о всей охваченной астрономическими наблюдениями области вселенной как части этого целого.
КОСМОГОНИЯ – область науки, в которой изучается происхождение и развитие небесных тел и их систем.
СУБСТАНЦИЯ – философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В античной философии Субстанция трактовалась как субстрат, первооснова всех вещей (например «вода» Фалеса, «огонь» Гераклита).
СУБСТРАТ – основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности
РЕЛЯТИВИЗМ – идеалистическое учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.
РАЦИОНАЛИЗМ – направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – ненаучное идеалистическое воззрение, согласно которому человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
СОФИСТИКА – сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, т. наз. софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью.
МАЙЕВТИКА – метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог прежде всего по отношению к софистическому. Майевтика базируется на отождествлении философа с чистым сознанием, функция которого – лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе «знаю, что не знаю ничего». Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов.
МАТЕРИЯ – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). ФОРМА – категория, используемая для характеристики отношения между способом организации вещи и собственно материалом, из которого данная вещь состоит. Платон полагал Форму «прообразом», идеалом вещи, существующим независимо от материального бытия последней. Аристотель трактовал «форму» – как внутреннюю цель вещи.
ДВИЖЕНИЕ – важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде Движение – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов.
КАТЕГОРИИ – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
Темы рефератов:
1. Эпоха «Семи мудрецов» (Древняя Греция).
2. Философия Пифагора.
3. Философия древнегреческих материалистов: Эмпедокл и Демокрит.
4. Этика и политика Платона.
5. Философия математики у Аристотеля.
6. Политика и социология Аристотеля.
7. Ранняя христианская философия и неоплатонизм.
8. Эпикуреизм и эпоха Возрождения.
9. Философия Эмпедокла.
10. Ранние и поздние атомисты Древней Греции: сравнительный анализ.
11. Философия Платона и Аристителя: сравнительный анализ.
12. Наукоучение Аристотеля.
13. Аристотель о предмете философии.
14. Удовольствие и долг в философии Древнего Рима.
Творческое задание:
1. Напишите эссе на тему «Человек вне общества – или бог, или зверь» (Аристотель).
2. Составьте кроссворд на тему «Досократовская натурфилософия» или «Философия римско-эллинистического периода».
Учебная литература:
1. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 2003.
2. История философии: Учебник для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
3. История философии в кратком изложении. – М., 1991
4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. Пособие для филос. фак. И отделений ун-тов. – М.: Высшая школа, 1981.
5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
6. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах: учебное пособие / А. М. Руденко. – Ростов н/Д, 2012.
Научная литература и первоисточники:
1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1969.
3. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.
4. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989.
5. Семушкин А.В. Эмпедокл. – М., 1985.
6. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. – М., 1988.
7. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. – Л., 1990.
8. Тимошенко В.Е. Материализм Демокрита. – М. 1959.
9. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989.
10. Кессиди Ф.Х. Гераклит. – М., 1982.
11. Платон и его эпоха / отв. ред. Кессиди Ф.Х. – М., 1979.
12. Зубов В.П. Аристотель. – М., 1963.
13. Васильева Т.В. Афинская школа философии. – М., 1985.
14. Сенека Нравственные письма к Луцилию. – М., 1977.
15. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995.
16. Гончарова Т.В. Эпикур. – М., 1988.
Справочная литература:
1. Краткий философский словарь //Под. Ред. А.П. Алексеева. – М.: Проспект, 1998.
2. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.
3. Философский энциклопедический словарь. – М: ИНФРА-М, 1999.
4. Философский энциклопедический словарь // Ред. сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева. – М., 1997.
5. История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — 1376 с. — (Мир энциклопедий).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое натурфилософия?
2. Какие отличительные черты античной натурфилософии вы можете назвать?
3. Объясните античный путь «от мифа к Логосу».
4. Назовите основные причины появления античной натурфилософии.
5. Назовите основные натурфилософские школы Древней Греции.
6. Какие вопросы ставила милетская школа? Назовите ее представителей.
7. Раскройте суть учения элеатской школы.
8. Что такое бытие?
9. Что такое подлинное бытие и Парменида и какими характеристиками оно обладает? 10. В чем состоит суть апорий Зенона Элейского?
11. Раскройте суть учения Демокрита об атоме и душе.
12. Что такое диалектика? Кто считается ее отцом?
13. В чем состоит суть диалектики Гераклита?
14. Почему классический период древнегреческой философии начинается с Сократа? Какой переворот в философии он совершил?
15. Что такое благо в учение Сократа?
16. Раскройте суть высказываний Сократа «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» и «Познай самого себя»?
17. Что такое майевтический метод? Кто его автор и в чем его суть?
18. Что такое эйдос Платона? Как соотносятся в его учении вещь и идея этой вещи?
19. Раскройте суть платоновского учения о душе.
20. Что такое анамнезис?
21. Раскройте основные моменты учения о бытии Аристотеля.
22. Какие причины бытия выделяет Аристотель?
23. Почему Аристотель, будучи учеником Платона, сказал: «Платон мне друг, но истина дороже?».
24. Раскройте суть учения о материи и форме Аристотеля.
25. Что такое душа у Аристотеля? Какие типы души он выделяет?
26. Дайте общую характеристику философии эллинистического периода (Древний Рим).
27. Какие философские школы существовали в Древнем Риме?
28. Раскройте суть этического учения стоиков.
29. Что такое удовольствие по Эпикуру?
30. Почему Эпикура незаслуженно обвинили в растлении молодежи Древнего Рима посредством его учения об удовольствии?
31. Что такое Единое в философии Плотина?
32. Какие ступени эманации Единого Плотина вы знаете?
33. Почему учение Плотина является теоретической базой христианского учения?