Практическое занятие 4. Немецкая классическая философия
Задача студента: уметь выявлять предпосылки возникновения философии нового времени, знать основные направления и представителей философии Нового времени, уметь раскрывать сущность эмпиризма и рационализма, уметь выявлять специфику трансцендентальной философии и трансцендентального метода, знать сущность априорных форм сознания по И. Канту; уметь проводить различие между системой и диалектическим методом философии Г. Гегеля.
План занятия:
1. Предпосылки возникновения и основные особенности философии Нового времени. Ф. Бэкон – родоначальник эмпиризма в философии Нового времени. Критика «идолов разума» и сущность индуктивного метода в философии Ф. Бэкона.
2. Р. Декарт – родоначальник рационализма в философии Нового времени. Рациональнодедуктивный метод Р. Декарта и проблема субстанции в философии Нового времени.
3. Основные особенности немецкой классической философии. Философия И. Канта. Основные идеи работы И. Канта «Критика чистого разума». Этика Канта.
4. Диалектический метод и система Г. Гегеля.
5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Основные термины и понятия: методология, эмпиризм, рационализм, субстанция, «идолы разума», сознание, «я мыслю, следовательно, существую», трансцендентальная философия, чувственность, рассудок, разум, «коперниканский переворот» Канта, априорные формы сознания, «категорический императив», Абсолютная идея, диалектика и метафизика, философия истории, критика религии, антропологический материализм.
Основная литература:
1. История философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
2. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: Приоритет, 2001.
3. История философии: Учебное пособие / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.
4. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.
5. Сизов В.С. История философии: Учеб пособие. 0 М.: Экономистъ, 2004.
6. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001.
7. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – 2-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Дополнительная литература:
1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973.
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Рольф, 2001.
3. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: СПб., 2000.
4. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб для вузов по специальности «философия». – М.: Высш. школа, 2003.
6. Липкин А.И. Фр. Бэкон, Г. Галилей и современная философия науки // Филос.науки. – 1999. -- № 3—4. – С. 117—130.
7. Соколов В.В. Введение в классическую философию. М., 1999.
8. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. М., 1996.
9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т 1-4. Спб., 1994-1997.
10. Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. – СПб., 1994.
Темы рефератов:
1) Эмпиризм Ф. Бэкона.
Литература:
1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: СПб., 2000.
2. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.
3. История философии: Учеб. для высш. учеб. завед. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
2) Теория «общественного договора» в философии Т. Гоббса.
Литература:
1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебноепособие для вузов. М.: СПб., 2000.
2. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии;Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.
3) Проблема субстанции в философии Р. Декарта.
Литература:
1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: СПб., 2000.
2. Декарт Р. Начала философии. (Предисловие. Ч.1) // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. М., 1970.
3. Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения: в 2 т. = Т. 1. – М., 1989.
4. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.
5. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.
6. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.
7. Фишер К. История Новой философии. Декарт: его жизнь, сочинения и учение. – СПб., 1994.
4) Гносеология и этика И. Канта.
Литература:
1. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.
4. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учеб. для вузов по специальности «философия». – М.: Высш.шк., 2003.
5. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.
5) Диалектический метод в философии Г. Гегеля.
Литература:
1. История философии: Учебное пособие для вузов / Под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: Приоритет, 2001.
2. История философии: Учебное пособие / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001.
3. История западноевропейской философии: Учебное пособие / РАН. Ин-т философии; Ред. Н.В. Мотрошиловой. СПб., 1998.
4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. – М., 1989.
6. Рябоконь Н.В. Историко-философское введение. – Мн.: МИУ, 2002.