Лаб. №21. Тема: Оценка эффективности обучения химии
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Почему проблема качества является одной из приоритетных проблем общества, современного образования?
2.Какие смысловые значения Вы придаете понятиям "качество химического образования",
″качество химических знаний″, ″качество умений/действий″?
3.Почему для анализа (и оценивания) процесса и результата химического образования необходима интегративная методика?
4.Используете ли Вы в своей образовательной практике компонентный анализ при оценке
учебных достижений по химии?
5.Какие требования к оценке результатов химического образования Вы считаете наиболее
важными?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Какие смысловые значения имеет понятие "качество"?
2. Что Вы понимаете под качеством обучения химии, под качеством химического образования?
3. Изучите статью И. Я. Лернера "Качества знаний и их источники" // Новые исследования в педагогических науках, №2 (30), М.: Педагогика, 1977. Какие качества химических
знаний, на Ваш взгляд, являются наиболее важными и непреходящими?
4. Ознакомьтесь с книгой Л. Я. Зориной "Дидактические основы формирования системности знаний школьников" (М.: Педагогика, 1978). В чем состоит существенное различие между понятиями "систематичность" и "системность"? Приведите соответствующие
примеры.
5. Н. Е. Кузнецова в "Методике преподавания химии" (М.: Просвещение, 1984, с. 56-
57) в содержании обучения химии предусматривает шесть взаимосвязанных групп умений
по предмету химии, необходимых для овладения основами химии: организационнопредметные, содержательно-интеллектуальные, информационно-коммуникативные, практические, расчетные и оценочные. Какие новые группы предметных умений, на Ваш взгляд,
следовало бы еще предусмотреть и включить в этот параграф при переиздании этого пособия?
6. Компонентный анализ раскрывается в "Методических указаниях по изучению
уровня знаний учащихся по химии" (Сост. В.И. Ростовцева. – Л., НИИ школ, 1967). Какие
основные компоненты автор рекомендует выделить при использовании компонентного анализа в химическом образовании?
7. Проведите самостоятельно информационный поиск печатных трудов А.В. Усовой,
посвященных пооперационному анализу качества обучения.
8. Ознакомьтесь с учебным пособием М. Пак "Средства химического образования в
средней школе" (СПб: Образование, 1998). Перечислите десять основных форм познавательных заданий по химии, рекомендуемых автором с целью достижения качества химического образования в соответствии с ФГОС ОО. Приведите примеры познавательных заданий.
9. Изучите книгу для учащихся В.Я. Вивюрского "Учись приобретать и применять
знания по химии" (М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999). Наряду со специфическими и общеучебными
умениями, автор особое внимание уделяет общелогическим умениям (осуществлять классификацию, сравнение, аналогию, моделирование, прогнозирование). Какими общелогическими, общеучебными, предметными и общетрудовыми умениями владеют, на Ваш взгляд,
Ваши ученики?
10. Почему для контроля, анализа и оценки качества химического образования целесообразна интегративная, а не адаптивная или системная методика?