Лабораторное занятие № 17. Технология деловой игры, как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках химии

Цели:  раскрыть особенности технологии деловая игра как средства повышения познавательной активности на уроках химии. 


Вопросы и задания:

1. Ознакомьтесь с теоретическими положениями к деловым и ролевым играм

2. Ознакомьтесь с методикой проведения деловых и ролевых игр

3. Выделите одну из форм игр и разработайте подобную по любой теме курса химии 8 или 9 класса.


                                                                                                                                                       

Теоретическое обоснование темы исследования.   Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все её сферы диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных технологий. Одной из перспективных технологий, способствующей решению этой проблемы, является деловая игра. Основываясь на личностно – ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она повышает познавательный интерес к химии, формирует навыки сотрудничества.

 Объектом данного исследования является процесс повышения познавательной активности  у школьников на уроках химии.

 Предмет: использование возможностей технологии деловая игра в повышении познавательной активности.

 Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что познавательная активность может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения школьников будут целенаправленно и комплексно использоваться возможности технологии деловая игра.

 В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1)Рассмотреть понятие «познавательная активность» в психолого–  педагогической литературе.

2)Определить возможности использования технологии деловая игра в повышении познавательной активности у школьников на уроках химии.

3)Экспериментально проверить эффективность использования технологии деловая игра в повышении познавательной активности у школьников при изучении химии.

Методологическую и основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют  содержательные идеи личностно – ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г.Вяткина, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина); идеи народной педагогики в связи с повышением познавательной активности у школьников                                          ( педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского); нравственно – дидактиеские новации В.А. Сухомлинского. Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у школьника познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. « Опираясь на работы М.И. Лисиной А.М. Матюшкина и Т.Д. Сартариус, убедительно доказывающие, «  что познавательная активность является формируемым качеством личности, можно определить познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обуславливающее  качественные характеристики познавательной деятельности».  Выделяют следующие компоненты структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно – процессуальный  и компонент социальной ориентации».[3] Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости.  Эмоциональный компонент это особенности эмоционального подкрепления индивидуального опыта познания, внешнее выражение эмоций (радость-горе, увлечение – безучастность и т.д.). Волевой компонент это волевые усилия, направленные на достижения сознательно поставленной цели, связанные с преодолением внешних и внутренних препятствий (стремление, настойчивость, устойчивость и целенаправленность).  Мотивационный компонент это мотивы, потребности, установки, интересы, цели.  Содержательно – операционный компонент это объём знаний, умений, навыков, способов действий и готовность их применить (инертный уровень, средний уровень, динамический уровень). Социальной ориентации компонент это общественная направленность познавательной деятельности, осознанность смысла самообразования и самосовершенствования. Направленность личности может быть:  1)созидательная (на дело), 2)потребительская (на получение общественного признания, оценки), 3)утилитарно – прагматическая (на себя)

Основные возможности использования технологии деловая игра.       

   Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых типичных профессиональных проблемных ситуаций.                                                                                                                                                                                                  

« В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо - и социодрама»[4]  Деловые игры целесообразно проводить на этапе обобщения знаний, когда большое внимание уделяется вопросам практического использования приобретённых знаний, а также при изучении вопросов прикладного характера, в частности, основ химического производства. 

Методические разработки

Урок 1. Урок – игра «Русское лото»

Условия игры: в игре учавствуют пять команд. Каждая команда получает карточку, в которой указаны номера десяти вопросов. Учитель или ведущий игры достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если команда не смогла правильно ответить на вопрос, то бочонок останется у ведущего и право ответа получает другая команда, которая получает за правильный ответ жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего.

Урок-игра «Аукцион»

На торги выносятся задания по какой - либо теме, причем учитель заранее договаривается с ребятами о теме игры. В игре участвуют 3-5 команд. С помощью проэктора на экран проецируется лот №1- пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или использовать готовые, распечатанные тексты). Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны купить другие команды. Если задание решено верно, команде начисляются баллы (или часть их снимается). Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи учащиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения.

Урок-игра «Лабиринт»

Класс разбивается на 3-5 команд, причем каждая команда создается из ребят разных способностей, чтобы команды были равные по силам. В классе расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранных тем. На столах лежат номера столов, задания для каждого игрока по разным темам, причем задания 3-х уровневые по способностям учащихся, задания в конверте пронумерованы и каждый ученик знает свой номер задания. (Можно делать задания по 3-х уровневым тестам, разложить распечатанные тесты на столах и заранее объявить учащимся задания какого уровня он решает).

Ребята тянут жребий, кто с какого стола, по какой теме начинает работать, в каком порядке. За каждым столом сидит эксперт (им может быть сильный ученик данного класса или старшеклассник, который проверяет правильность решения задачи). Контрольная карта с решением задач должна быть у каждого эксперта за каждым столом начисляется количество баллов за каждую решенную задачу в индивидуальные карточки каждому ученику, ставят свою роспись и баллы в фонд команды, ставя их в карточку команды.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов и каждому ученику выставляется средняя оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.

Урок 2. Урок – игра «Брейн – ринг»

Место урока в учебном плане: эту игру можно провести на заключительном уроке по теме «Спирты», когда учащимися усвоены основные понятия данной темы.

Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения темы, повысить интерес школьников к курсу химии.

Оборудование: эмблемы команд и жюри, набор вопросов, плакаты с заданием, секундомер, карандаши, бумага, игрушки – пищалки, гонг, призы игрокам.

Подготовительный этап: класс заранее делится на три группы. Командам дается домашнее задание – подготовить эмблему своей команды, сделать заготовку итоговой таблицы.

Ход игры

Ведущий зачитывает вопросы игры, и для того чтобы ответить на него, у каждой команды есть 1 минута. Та команда, у которой готов ответ, подает сигнал и с разрешения ведущего отвечает. Если ответ, данный командой, неверен, а минута не закончилась, у остальных двух команд есть возможность продолжить обсуждение и попробывать ответить правильно. Если верный ответ так и не будет дан ни одной из команд, вопрос снимается. Каждый ответ приносит команде 1 балл.

Вопросы игры

  1. Карболовая кислота. (Фенол)

  2. Трехатомный спирт. (Глицерин)

  3. Шестиатомный спирт, продукт восстановления глюкозы. (Сорбит)

  4. Чем обусловлена хорошая растворимость в воде первых членов гомологического ряда спиртов? (Образованием межмолекулярной водородной связи)

  5. Сложные эфиры глицерина и жирных кислот. (Жиры)

  6. Спирт, который получается гидратацией пропилена. (Пропанол – 2)

  7. Твердые вещества, которые образуются при действии на спирты щелочных металлов и других активных металлов. (Алкоголяты)

  8. Вещества, которые образуются при межмолекулярной дегидратации спиртов. (Простые эфиры)

  9. Этот спирт называют древесным спиртом. (Метанол)

  10. Диол с двумя атомами углерода. (Этиленгликоль)

  11. Вещества, которые образуются при окислении вторичных спиртов. (Кетоны)

  12. Реакция образования сложных эфиров в результате взаимодействия спиртов с кислотами. (Этерификация)

  13. Общее название одноатомных спиртов. (Алкоголи, алканолы)

  14. Правило, в соответствии с которым происходит образование спиртов из алкенов. (Правило Морковникова)

  15. Особый вид связи, возникающий за счет атома водорода функциональной группы – ОН и электроотрицательного атома в спиртах. (Водородная связь)

  16. Сравнительно высокая температура кипения спиртов объясняется… (…ассоциация молекул)

  17. Какое соединение получается при дегидратации бутанола– 2? (Бутен -2)

  18. Расположи спирты вряд по увеличению их способности вступать в реакцию с уксусной кислотой: этиловый, изопропиловый, 2 – метилбутанол-2.

  19. Расположите спирты в порядке уменьшения их кислотности: этанол, метанол, бутанол. (Метанол, этанол, бутанол)

  20. Расположите спирты в порядке увеличения кислотности: метанол, глицерин, третичный бутиловый. (Третичный бутиловый, метанол, глицерин)

Подведение итогов.

Урок 3. Урок – викторина «Счастливый случай»

Место урока в учебном плане: урок – викторину можно провести на заключительном уроке по разделу «Кислородсодержащие органические соединения».

Цель урока: систематизация и обобщение знаний.

Оборудование: лото с бочонками, плакат «Счастливый случай».

Подготовительный этап: класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде – противнику.

Гейм 1. «Дальше, дальше…»

В течении двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов.

Примеры вопросов гейма:

  1. Простейший альдегид. (Муравьиный)

  2. Трехатомный спирт. (Глицерин)

  3. Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах. (sp2)

  4. Спирты которые образуются при восстановлении альдегидов. (Первичные)

  5. Эта реакция используется для очистки альдегидов и кетонов и выделения их из смесей. (Реакция присоединения гидросульфита натрия)

  6. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацителена по реакции Кучерова. (Уксусный альдегид)

  7. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Жиры)

  8. Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала»)

  9. Кислота, которая образуется при окислении масляного альдегида. (Масляная кислота)

  10. Функциональная группа альдегидов. (Карбонильная группа)

Гейм 2. «Темная лошадка»

«Темная лошадка» задает три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая быстрее находит правильный ответ. Если «темная лошадка» ответ неверный, отвечает вторая команда, а в случае неправильного ответа второй команды – отвечают зрители.

Гейм 3. «Домашнее лото»

Капитаны команд по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков, бочонок со значком «Счастливый случай» - задание на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по соответствующим номерам.

Примеры вопросов гейма:

  1. Постройте модель молекулы уксусного альдегида.

  2. Вычислите молекулярную массу этилового спирта.

  3. Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.

  4. Постройте модель молекулы метилового спирта.

  5. Как называют соли уксусной кислоты?

  6. Постройте модель молекулы этилового спирта.

  7. Какие спирты невозможно получить гидрированием альдегидов?

  8. Какими органическими веществами можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»?

Гейм 4. «Ты – мне, я – тебе»

Команды задают по пять вопросов друг другу (вопросы должны быть подготовлены командами заранее).

Гейм 5. «Ты – мне, я – тебе»

Ведущий задает вопросы командам в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команда стремятся дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы для команды 1

  1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)

  2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол – 2. (Ответ: гептанон-2. 2 балла)

  3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3. (Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)

  4. Этот альдегид н6аходится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла)

Вопросы для команды 2

  1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Ответ: муравьиная кислота. 1 балл)

  2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта. (Ответ: масляная кислота. 2 балла)

  3. Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окислением альдегида кислородом воздуха. (Ответ: уксусная кислота. 3 балла)

  4. Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Она обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир. (Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)

Подведение итогов.

Урок 4. Урок – игра «Своя игра»

Эту игру можно проводить на обобщающем уроке в конце учебного года. В ней участвуют три человека из каждой команды. Заранее нужно изготовить два стенда (красный – для красного раунда и синий – для синего раунда) с названиями секторов и числами баллов. Игроки получают таблички, которыми они оповещают о готовности к ответу. Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных каждым игроком.

Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения предмета; повысить интерес школьников к курсу химии.


СЕКТОР «УГЛЕВОДОРОДЫ»

1.При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура, поэтому он широко применяется для автогенной сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его получения является карбид кальция и метан. (Ответ: ацетилен. 1 балл)

2.Этот углерод входит в состав феромона тревоги у муравьев – древоточцев. При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен. (Ответ: декан. 2 балла)

3.Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола–2. (Ответ: бутен-2. 3 балла)

4.Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит применение как исходное вещество для синтеза этиленгликоля и др. (Ответ: этилен. 4 балла)

СЕКТОР «СПИРТЫ»

1.Этот спирт в промышленном масштабе получают гидратацией этилена в кислой среде при высокой температуре и давлении. (Ответ: этиловый спирт. 1 балл)

2.Это вещество используют пчелы для разметки территории. При каталитическом дегидрировании этого вещества образуется гептанон-2. (Ответ: гептанол –2. 2 балла)

3. Его получают сухой перегонкой отходов древесины. Поэтому его иногда называют древесным спиртом. Токсичен, в малых количествах вызывает слепоту. (Ответ: метиловый спирт. 3 балла)

4.Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот спирт, привлекающий других рабочих пчел. При бромировании этот спирт образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1. 4 балла)

СЕКТОР «АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ»

1.Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)

2.Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2. (Ответ: гептанон-2. 2 балла)

3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3. (Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)

4.Этот альдегид н6аходится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1. (Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла)

СЕКТОР «КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ»

1.Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы. (Ответ: муравьиная кислота. 1 балл)

2.Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта. (Ответ: масляная кислота. 2 балла)

3.Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окислением альдегида кислородом воздуха. (Ответ: уксусная кислота. 3 балла)

4.Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Она обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир. (Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)


СЕКТОР «ФЕНОЛЫ»

1.Карболовая кислота. (Ответ: фенол. 1 балл)

2.Какие вещества образуются при взаимодействии фенола со щелочными металлами. (Ответ: феноляты. 2 балла)

3.Взрывчатое вещество, которое образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой. (Ответ: тринитрофенол. 3 балла)

4.Мыльный раствор смеси изомеров, часто применяемый для дезинфекции в медицине и ветеринарии. (Ответ: лизол-смесь о-, м-, п-крезолов. 4 балла)

СЕКТОР «СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ»

1.Cложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Ответ: жиры. 1 балл)

2.Пищевой продукт, получаемый из твердого гидрогенизированного жира. (Ответ: маргарин. 2 балла)

3.Бесцветная прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Получают реакцией этерификации этилового спирта с масляной кислотой. (Ответ: этиловый эфир маслянной кислоты – этилбутират. 3 балла)

4.Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и изоамиловый спирт. (Ответ: изоамилформиат. 4 балла)

СЕКТОР «МОНОСАХАРИДЫ»

1.Какой из сахаров самый сладкий? (Ответ: фруктоза. 1 балл)

2.Какой спирт образуется при спиртовом брожении глюкозы? (Ответ: этиловый. 2 балла)

3.Каким моносахаридом можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»? (Ответ: глюкозой, в молекуле которой имеется альдегидная группа. 3 балла)

4.Какой спирт образуется при восстановлении глюкозы? (Ответ: сорбит. 4 балла)

СЕКТОР «ПОЛИСАХАРИДЫ»

1.Этот полисахарид представляет собой белое порошкообразное вещество зернистого строения. С йодом он дает характерное синее окрашивание. (Ответ: крахмал. 1 балл)

2.Этот углевод содержится во всех растительных материалах: в хлопке ее до 95-98%, во льне и конопле – до 85%, в хвойных деревьях – до 60% по массе. (Ответ: целлюлоза. 2 балла)

3.Полисахарид представляет собой волокнистое вещество белого цвета, без вкуса и запаха, растворяется в водно-аммиачном растворе гидроксида меди. (Ответ: целлюлоза. 3 балла)

4.Уксусная кислота образует с этим веществом сложный эфир, который является ценным продуктом для изготовления кинопленки и ацетатного шелка. (Ответ: целлюлоза . 4 балла)

Подведение итогов.

Перечень контрольных заданий «Закончите фразу»

-Углерод в органических соединениях имеет валентность, равную…(4)

-Углеводороды, в молекулах которых имеется тройная связь, называют…(Алкинами)

-Двойная связь – это сочетание двух связей: - связи и ( -Связи).

-Для предельных углеводородов характерны реакции…(Замещения).

-Для непредельных углеводородов наиболее характерны реакции…(Присоединения).

-Многократно повторяющаяся в структуре полимера группировка атомов называется…(Структурным звеном).

-Число структурных звеньев в молекуле полимера называют…(Степенью полимеризации).

-Реакция отщепления водорода называется…(Дегидрированием).

-Реакция, в результате которой происходит отщепление воды, - это…(Дегидратация).

-Для большинства органических веществ характерны реакции…(Горения).

-Для ароматических углеводородов характерны реакции…(Замещения, присоединения, окисления).

Назовите вещества

1)СН3-С(СН3)=СН-СН3 (2-метилбутен-2).

2)СНС-СН2-СН3 (бутин-1).

3)С6Н4-(СН3)2 (диметилбензол)

4)СН2ОН-СНОН-СНОН-СН2ОН (1,2,3,4-бутан-тетраол).

5)СН3-СН(СН3)-СН(С2Н5)-СН2-СН3 (3-этил-2-метил).

6)СН3-О-С2Н5 (этилметиловый эфир)

Контрольные вопросы

1.В каких из перечисленных соединениях связи полярны:

а) СН3-СН3 б) СН3L в) Н-ОН г) СН 3-СН2ОН.

2.Сколько s- и р- связей содержится в молекуле состава СН 3 -СН=СН-СООН.

3.Сколько существует изомеров состава С3Н8О? Ответ дайте в виде числа.

4.Опредилите гибридизацию атомов и нарисуйте пространственную структуру молекул следующих веществ:

Этана, этилена, формальдегида, метанола.

5.Для соединения состава: СО2,СН2,СН2 NН2

а) нарисуйте структурную формулу

б) определите число соседей и электронных пар для каждого атома

в) определите тип гибридизации атомов

г) нарисуйте электронную структуру молекулы (перекрывание орбиталей), обозначьте s- и р- связи.

Задачи:

1.Определите простейшую формулу вещества, содержащего 14,28% водорода и 85,72% углерода. Определите его молекулярную формулу, если плотность его паров равна 2,5 г/л. Ответ: СН2.

2. Определите простейшую формулу вещества, если при сгорании 7,2 г его получили 22г углекислого газа и 10,8г воды. Достаточно ли данных, чтобы определить молекулярную формулу этого вещества? Ответ: С5Н12.

3. Сожгли 4,8г органического вещества, при этом образовалось 3,36л (н.у.) углекислого газа и 5,4мл (н.у.) воды. Плотность паров вещества по водороду равна 16. Определите его молекулярную формулу. Есть ли в задаче лишние данные? Ответ: СН4О

4. Сгорело 9г вещества и образовалось 8,96 л углекислого газа, 12,6 г воды и 2,8г азота. Определите простейшую и молекулярную формулы. Ответ: С2Н7N

5. Соединение с простейшей формулой С3Н4О имеет плотность по водородуравную 84. Его молекулярная формула: а)С3Н4О, б)С12Н16О, в)С9Н12О3.

6.Сколько грамм углекислого газа образуется при полном сгорании 28,52г октана в избытке кислорода? а) 11,0г, б) 22,0г, в)44,0г, г)176,0г.

7.При сгорании 1,24 г органического вещества в избытке кислорода образуется 1,76 г углекислого газа и 1,08 г воды. Определите простейшую формулу этого вещества. а)СНО, б)СН2О, в)СН3О, г)С2Н3О, д)С3Н5О.



Урок 5. Методика проведения деловой игры по теме: Производство серной кислоты.                                                                                                                                                                         Форма урока: деловая игра с групповой формой организации совместной деятельности.                                                                                                                                                               Цель игры: ознакомление учащихся с промышленным получением серной кислоты.

Учебно – воспитательные задачи игры:                                                                                    - ознакомить учащихся с принципами выбора сырья для производства серной кислоты и общими закономерностями управления экзотермическими реакциями;                                       - показать значение науки в прогнозировании оптимальных условий управления технологическими процессами;                                                                                

 - раскрыть общие принципы конструирования аппаратов химического производства;                                                                                                                                            

 - дать представление о содержании,трудовых обязанностях технологов, лаборантов и т.д.     освоение учащимися группового типа деятельности, умения слушать и слышать другого;                                                                                                                                                                  - активизация творческой познавательной деятельности учащихся;

Подготовительный этап.

 Учитель определяет место деловой игры в изучаемой теме. Разрабатывает программу игры, регламент. В соответствии с интересами учащихся и         3                   по числу указанных проблем формируются три группы  « специалистов». Для каждой группы «специалистов» учитель составляет информационные карты.

«Отдел главного технолога»

1.Разработайте технологию процесса по производству серной кислоты. Объясните назначение и режим работы всех аппаратов технологической линии.

2Дайте обоснование выбору оптимальных условий обжига серного колчедана. Выявите причины поддержания оптимального температурного режима в реакторе.

3Составьте общую характеристику научных принципов производства.

4.Расскажите о решении экологической проблемы на вашем производстве.

5.Разработайте вопросы для дискуссии «отделу реализации готовой продукции».

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

«Центральная заводская лаборатория»

1.Дайте обоснование химизму каждой стадии производства серной кислоты в связи с технологической схемой.

2.Дайте обоснование выбору оптимальных условий окисления оксида серы(IV) в оксид серы(VI).

3. Дайте обоснование технике безопасности в центральной заводской лаборатории.

4.Предложите химизм процесса производства в зависимости от состава сырья.

5.Разработайте вопросы для дискуссии «отделу главного технолога»

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

«Отдел реализации готовой продукции».

1.Охарактеризуйте продукцию сернокислого производства.                              4

2.Дайте обоснование путей увеличения выхода продукции на вашем производстве.

3.Определите состав, и соотношение побочных продуктов процесса предложите способы их применения и переработки.

4.С какими организациями вы сотрудничаете? Кто является основным потребителем продукции?

5.Разработайте вопросы для дискуссии «Центральной заводской лаборатории».

Подготовьтесь к выступлению по своей проблеме.

 «Учитель избирает консультантов (6 человек) – по 2 на каждую группу «специалистов». Главная задача консультантов во время игры – организовать работу проблемной группы по заданию, подготовить ребят к  оформлению и защите выступления. О дате проведения игры учащиеся узнают за две недели. На предыдущих уроках учитель психологически настраивает на участие в игре. Оформление кабинета. Столы в нём расставляются по кругу. Специальные столы выделяются для ведущего и экспертов. Учитель с помощью консультантов готовит наборы книг, учебные таблицы, листы ватмана, писчую бумагу, цветные мелки, фломастеры, гуашь, тушь, плакатные перья, кисти, скрепки, булавки, клей.»[1]

Проведение игры.

Организационный момент игры включает в себя обсуждение в общем плане всей структуры игры и её отдельных элементов.

Каждая группа « специалистов» выделяет по одному человеку для работы в экспертной группе. Далее проводится жеребьёвка, в ходе которой каждая команда получает в конверте задание – программу для групповой работы. Консультанты присутствуют в каждой группе. При организации работы они обращают внимание участников игры на то, как следует осуществлять выбор решений и готовить своё выступление. При этом они предлагают следующее: внести каждому своё предложение по разработке проекта выступления, обсудить новые, неожиданные решения, выбрать одно решение и обосновать его выбор, построить модель проекта выступления. На завершающем этапе подготовки проекта выступления корректируют его содержание и выделяют отдельные этапы защиты.                                               5

В то время когда группы работают над проектом выступления, ведущий и эксперты разрабатывают критерии оценки выступлений и определяют систему оценивания.

Организация дискуссии требует от ведущего выдержки, мастерства и такта. В ходе дискуссии первым выступает ведущий, напоминая учащимся, общие установки и правила игры. Затем он предоставляет слово для выступления поочерёдно каждой группе.

Идёт обсуждение. Участники игры делают замечания, вносят поправки – высказывают своё согласие и несогласие. Эксперты выставляют оценки,  используя экспертные карты

Заключительный этап.

Участники игры заполняют рефлексивные карты. Эксперты, консультанты и учитель обсуждают результаты игры, отмечая её позитивные и негативные стороны.

Возможные диагностические карты к уроку.

Экспертная карта.

п/п

Ф.И. «спе

циа лис та»

Грамот

ность

выпол

нения

Привле

чение

допол

нитель

ных ма

териа

лов

Обоснован

ность ре-

шения.

Оформле- ние результатов

работы

Чёткое

следо-

вание

прави

лам

игры.

Оценка

работы.

Рефлексивная карта.

«Сегодня на уроке я________________________________(ф.И.):                               

 - выдвигал идеи, гипотезы, версии;  

 - рассуждал;                                                                                                                                            - работал с текстом;                                                                                                                           - решал проблемы;                                                                                                                         - анализировал материал;                                                                                                 

 - обобщал, делал выводы;                                                                                                               - организовывал работу группы;                                                                                                         - представлял результат работы в группе;                                                                              Моя оценка: ________»[2]

Диагностика повышения познавательной активности у учащихся.

На первом этапе (констатирующем) проведена первичная диагностика уровня  познавательной активности учащихся

На втором этапе (формирующем) проводились занятия в течение года, направленные на повышение познавательной активности с применением технологии деловая игра.

На третьем этапе (контрольном) осуществлена повторная диагностика уровня  активности в классе.

 Для выявления уровня сформированности познавательной активности школьников выделили следующие критерии и показатели:

-когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлечённость школьника в деятельность);

-мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость)

-эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности, длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач)

-действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ученика)

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделены три уровня сформированности познавательной активности: низкий, средний и высокий                                                                                        

«Низкий уровень – не проявляет инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивает к ним интерес при затруднениях  и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в   объяснении условий                           7 выполнения заданий, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи учителя.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии заданий и поиске способа их выполнений. Испытывая трудности в решении заданий, учащиеся не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий их выполнения и, получив подсказку, выполняют задания до конца, что свидетельствует об интересе ученика к данной деятельности и о желании искать способы решения заданий, но совместно с учителем

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднения учащиеся не отвлекаются, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата. Которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности было взято четыре задания, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность учащихся и действенный способ познания – моделирование шаростержневых молекул  и составление заданий по теме.  Другие два вида деятельности были направлены на восприятие образов – прослушивание рассказа учителя о строении и свойствах изучаемых веществ и рассматривание плакатов и рисунков с изображением строения веществ, с последующими ответами на вопросы»[3 ]                                                                                                                 Проведённая на первом этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования позволила выявить преобладание в основном, среднего и низкого уровня  познавательной активности у учащихся.

Результаты констатирующего этапа.                                                                          

критерии

когнитивный

мотивацион-

ный

эмоционально-

волевой

действенно-

практический

Показа

тели

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства учеников низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости её повышения. С этой целью был проведён второй этап эксперимента (формирующий) с применением технологии деловая игра в течение года и третий этап контрольный.

Результаты контрольного этапа

критерии

когнитивный

мотивацион-

ный

эмоционально-

волевой

действенно-

практический

Показа

тели

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

После проведения формирующего эксперимента с проведением в течение года деловых игр уровень познавательной активности учащихся значительно вырос.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.                                                      

Выводы и оценки.

 Деловая игра, технология проведения урока, которая нравится школьникам, они охотно включаются в работу. Учащиеся, самостоятельно работая в группах,  добывали знания. Это привело к лучшим результатам в усвоении данной темы. И как следствие повышение интереса к предмету химия. Игра позволила развивать творческие способности учащихся, так как моделировала окружающую обстановку, давала дополнительную информацию, побуждала интеллект к поисковой активности, разрушала психологическую инертность, активизировала работу правого                                                    полушарии.   Отсюда следует, что использование деловых игр на уроках химии – необходимое условие повышения познавательной активности учащихся.





Список рекомендуемой литературы                                                                           9

1.Л.М.Брейгер. Химия. 8, 9, 11 классы: Нестандартные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004.                                                                                                                  2.Н.Н. Зинченко, Л. А. Звонцова. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет – викторины. – Волгоград: Учитель, 2011.                                                                                                                                          3. Интернет – ресурсы: с  сайта http://charko.narod.ru>tekst/an5/1.html              с сайта knowledge.allbest.ru/                                                                                                                                  4.Г.К.Селевко. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 1998.