Лабораторная работа № 18. Интегрированные уроки
Теоретические представления
Проблемы интеграции в химическом образовании
Интеграция знаний учащихся при изучении химии в настоящее время является объектом исследования многих учителей – химиков. Связано это с тем, что целью обучения химии на современном этапе является не просто рассмотрение теоретических основ химии, проведения практических работ, но и установление связи их с другими предметами, изучаемыми в ходе обучения химии в школе. Это позволяет рассмотреть программный материал с разных позиций, дать многоаспектную характеристику объектам, процессам и явлениям, показать их взаимосвязь, что будет способствовать формированию у учащихся глубоких и системных знаний о природе, целостного научного мировоззрения.
Межпредметные связи возникают в результате усвоения теоретического материала (теории, законы, понятия, факты, научные методы), приобретение умений и навыков (интеллектуальных и обще учебных), ознакомление с народнохозяйственными проблемами и т.д.
Предметом рассмотрения в дидактике является классификация меж предметных связей, в основу которой могут быть положены различные критерии. Наиболее известен хронологический критерий. Различают связи сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к изучаемому предмету. По информационному критерию различают фактические, понятийные и теоретические связи. Учитывается и специфика связей между разными предметами: химией и физикой, химией и историей, между химией и биологией и т.д.
Химия как и все другие предметы должна поставлять материал для широких философских обобщений, знаний исходных принципов и представлений материалистической диалектики позволяющих лучше понять взаимосвязь химических явлений и процессов. Легко устанавливаются межпредметные связи с биологией: биологическая роль химических элементов. Физиологическое действие веществ, а также тесная связь органических веществ с биологическими объектами. Межпредметные связи с биологией устанавливаются и при постановке вопросов охраны окружающей среды и т.д.
Межпредметные связи с географией могут быть осуществлены через изучение природных соединений отдельных элементов и их месторождений.(9)
С физикой межпредметные связи устанавливаются через систему понятий о строении вещества и его свойствах, при изучении сущности процессов, общих для физики и химии законов (закон сохранения и превращения энергии, периодический закон Д.И.Менделеева), при ознакомлении с терминологией, и системой единиц и т.д.
В последние годы в школе появилось много новых предметов. Одним из них стала валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни. Обязательно установление ее взаимосвязи с химией, т.к. это стимулирует учащихся к изучению химии, ее роли в быту, в повседневной жизни.
Химия располагает большими возможностями в воспитании у учащихся неприятия алкоголизма, наркомании и токсикомании. Если это делается на основе межпредметных связей с биологией, валеологией, физиологией, резко возрастает убедительность воспитательных воздействий. Учитель пользуется всеми возможностями для того, чтобы убедить учащихся бережно относиться к своему здоровью, а не только к окружающей среде.
Воспитательная функция химии реализуется не только на уроках, но и особенно широко на внеклассных занятиях.
На первых же уроках химии в ходе обсуждения опыта выясняется, что все окружающее состоит из веществ, а вещества – из молекул и атомов.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Подчеркивается, что в составе земной коры множество веществ немолекулярного строения, которые имеют высокую температуру плавления. Вода, напротив, имеет молекулярное строение, и это обуславливает осуществление ее круговорота в природе.
Следующий этап познания мира – рефлексия знаний о геологическом строении планеты Земля. Учащиеся вспоминают о том, что землетрясения, извержения вулканов привели к формированию современных материков и позволили человеку извлекать пользу из земных недр. Учащимся предлагают вспомнить о полезных ископаемых, содержащих металлы и неметаллы, которые могут быть получены из недр земли. Это всегда вызывает у них большой интерес. В процессе обсуждения можно провести несколько видоизмененный демонстрационный опыт «Вулкан на столе»: в глубокой стеклянной чаше, заполненной водой, находится металлический усеченный конус – кратер проснувшегося вулкана. На него устанавливается керамическая пластинка с дихроматом аммония. Наблюдая процесс извержения вулкана, учащиеся замечают, что выброшенные породы сначала контактируют с кислородом воздуха, а затем «вулканическая лава» попадает в водную среду.
Рассматриваются химические процессы окисления и взаимодействие оксидов с водой. Схема 1.
Металл ® Оксид металла ® Основание ® Соль О2 Н2О Неметалл ® Оксид неметалла ® Кислота ® Соль О2 Н2О
|
Учащимися отмечается взаимосвязь знаний различных наук (география, химия). Используя эту схему, можно начинать изучение химических свойств неорганических веществ основных классов. Подчеркивается, что ручейки лавы могут соединять генетические ряды металла и неметалла, при этом взаимодействуют вещества с противоположными свойствами, т.е. вещества из ряда неметалла взаимодействуют с веществами ряда металла.
Необходимо, чтобы учащиеся обратили внимание на некоторые уточнения. Например, говоря о химических свойствах металла, надо помнить, что вулканы бывают и подводными, т.е. с металлом будет контактировать не кислород, а вода. В результате получается основание или основной оксид (в зависимости от активности металла). Кроме того, реакция между металлом и солью возможно только тогда, когда метал в составе соли менее активен, чем исходный.
Пользуясь полученной схемой, замечают, что в состав земной коры и морской воды входят одни и те же химические элементы.
Учитывая гипотезу о происхождении жизни в водной среде предполагается, что эти же элементы образуют растительные и животные организмы. На основе диагностики восприятия этой темы учащимися пришли к выводу, что именно такой способ ее объяснения позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению химии
Вопросы и задания
Задача 1
Суточная потребность организма в кальции в виде карбоната кальция составляет
1,2 г. Вычислите количество необходимого карбоната кальция.
Задача 2. Ортофосфат кальция составляет минеральную основу костей и зубов. Другие соединения соучаствуют в нервной и мышечной деятельности, входят в состав тканевой жидкости, ядер и стенок клеточной ткани живого организма. Кальций уменьшает аллергические реакции. Суточная потребность организма в кальции составляет 1,8-2г. Источниками служат молоко, кефир, творог, сыр, рыба, фасоль, петрушка, зеленый лук, а также яйцо, гречка, овсянка, горох. Обеспечит ли суточную потребность организма в кальции добавление в пищу 1г карбоната кальция при условии его полного усвоения.
Задача3. В человеческом организме содержится примерно 25 мг
йода (в составе различных соединений), причем половина всей массы йода, находится: а) в щитовидной железе; б) в человеческом организме в целом.
Задача 4. Желудочный сок – это бесцветная жидкость, имеющая кислотную реакцию среды, благодаря присутствию соляной кислоты, которая относится к числу сильных кислот. Рассчитайте рH желудочного сока, если массовая доля кислоты в нем составляет 0,5. Плотность желудочного сока практически равно плотности воды.
5. Экспериментальная задача. Кислотные дожди закисляют природные воды. В такой воде увеличивается подвижность ионов тяжелых металлов и, следовательно, повышает их токсическое действие. Если русло реки проходит в известняковых породах, пагубное воздействие кислотных дождей значительно уменьшается. Объясните, почему. Напишите уравнение реакции. Как экспериментально определить концентрацию ионов водорода в воде?
6. Приведите примеры межпредметных связей с физикой, биологией, историей.