Практическое занятие 9.

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Цель - формировать представление о сущности различных дидактических концепций, умение проектировать урок в соответствии с предложенной концепцией.

Теоретические сведения

Концепция - система взглядов на те или иные явления. Процесс обучения базируется на определенных психолого-педагогических концепциях, которые также называются дидактическими системами. Их характеристика сводится к целостному описанию принципов, целей, содержания, методов, форм и средств обучения.

Согласно Л. В. Загрековой и И. П. Подласому, среди многообразия

имеющихся систем (концепций) следует выделить три обобщенных: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Разделение концепций на три группы произведено в зависимости от того, как

понимается процесс обучения. В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как

И. Гербарт,  Я. Коменский, И. Песталоцци.

В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится

учению - деятельности учащегося. В основе этого подхода лежат система Д. Дьюи, школа Г. Кершенштейнера, В. Лая.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют единство в процессе обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное (Б. Скиннер, Н. Краудер), проблемное (М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин), развивающее (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов) обучение, когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология (В. Беспалько) и др.

Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия и ученика, и учителя.

Программированное обучение имеет два основных вида: линейное и разветвленное. Линейные программы рассчитаны на безошибочность шагов

всех учащихся. В разветвленных программах предусматриваются дополнительные ветви, которые ученик осваивает в случае затруднения.

Развивающее обучение базируется на понятии «зона ближайшего развития». В этой системе смещены образовательные акценты с изучения материала по предметам на учебную деятельность учащихся, на их развитие.

Основная идея проблемного обучения- построение учебной деятельности учащихся через решение познавательных учебных задач, имеющих неясные места. Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи.

 

Вопросы и задания

1. Сопоставьте ступени обучения И. Гербарта иДж. Дьюи, раскрыв их позитивные и негативные аспекты.

2. Сравните программированное и проблемное обучение по следующим параметрам:

• форма выражения предполагаемого образовательного результата;

• используемые для этого средства;

• критерии оценки образовательной деятельности.

3. Выполните сопоставительный анализ двух подходов в развивающем обучении - системы Л. В. Занкова и системы В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина.

4. Правомерно ли относить теорию поэтапного формирования умственных действий к программированному обучению?

5. В теории традиционного обучения принято считать, что ошибки при обучении неизбежны - на ошибках учатся. Теория поэтапного формирования умственных действий утверждает, что обучение может быть безошибочным. Как это возможно? Как психологически объясняется принципиальная возможность безошибочного обучения?

 

Литература:

1.Бордовская Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Санкт-Петербург: Питер, 2008. С. 105-108.

2.Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие / В. И. Загвязинский. Москва: Академия, 2006. С. 25

3.Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л. В. Загрекова, В. В. Николина. Москва: Высшая школа, 2007. С. 47-66.

4.Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь;  Н. Г. Горина. Москва: Высшая школа, 1990. С. 38-55.

5.Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений / И. П. Подласый: в 2 книгах. М.: ВЛАДОС, 2002.

6.Практикум по дидактике и методикам обучения / авт.-сост. А. В. Хуторской. Санкт-Петербург: Питер, 2004. С. 234-240.

7.Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. Москва: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2003. С. 442—456.