Лекция №50. Методы и формы активного обучения химии. Игровые методы обучения. Познавательные игры
Игровые методы обучения. Познавательные игры
Познавательные игры как метод обучения
Виды и особенности дидактических игр
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он – активный преобразователь действительности.
Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Исходя из особенностей и характера своей роли, учащиеся должны принимать практические решения, зачастую в конфликтной ситуации, заложенной в содержании игры. Решения во многих играх принимаются коллективно, что способствует развитию не только мыслительных, но и коммуникативных навыков. В процессе игры возникает определенная эмоциональная атмосфера, активизирующая учебный процесс.
С.В. Кульневич и Т.П. Лакоценина выделяют следующие основные особенности учебных игр:
моделирование определенных видов практической деятельности;
моделирование условий, в которых протекает деятельность;
наличие ролей, их распределение между участниками игры;
наличие ролевых целей участников игры;
взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
наличие общей цели у всего игрового коллектива;
групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Процесс игры позволяет развивать активность его участников, способность анализировать, принимать решения; учит неординарно мыслить, учит умению адаптироваться к различным условиям; учиться умению общаться, устанавливать контакты, создавать благоприятную эмоциональную среду, способствующую активизации мыслительной деятельности.
Игровые формы могут применяться как в основной, так и в средней школе, варьируя в зависимости от возрастных особенностей школьников. Существует довольно много игровых методических приёмов и познавательных игр, которые можно подразделить на несколько групп.
Игры-упражнения занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, шарады, головоломки, загадки, чайнворды, использование художественной литературы и материалов СМИ и т.д.
Игры-путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах, в их личных переживаниях и суждениях.
Сюжетные (ролевые) игры отличаются от предыдущих видов игр тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Основная педагогическая ценность игры-соревнования заключается в том, что она позволяет вводить в игру не только занимательный материал, но и довольно сложные вопросы учебной программы.
В практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Кроме того практически все виды игр могут использоваться не только на уроках, но и во внеклассной работе. Использование каждого вида игр определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и прочими педагогическими факторами.
При подготовке и проведении дидактических игр следует соблюдать определенные условия, способствующие получению максимального эффекта от данного методического приёма.
Требования проведению дидактических игр:
игра – форма деятельности учащихся, в которой познаётся окружающий мир, открывающая простор для личной активности и творчества;
игра должна быть построена на интересе;
обязателен элемент соревновательности между участниками игры.
Игра включает несколько этапов:
Подготовительный этап: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, уровню знаний, команды получают задание. Если проводится сюжетная игра, то учащиеся получают определенные роли и соответствующие задания.
Игра.
Рефлексия. Подводятся окончательные итоги игры, делаются выводы о работе участников, выставляются оценки. Выясняются положительные и отрицательные моменты прошедшей игры.
Игровой метод обучения очень перспективен. Система познавательных учебных игр позволяет обучаться с интересом, а интерес – важнейшее условие развития познавательной активности.