Практическое занятие 3. Средства формирования физической культуры личности

Контрольные тесты:

1. Основными средствами формирования физической культуры личности являются:

1- спортивный инвентарь и оборудование; 2 – гигиенические факторы; 3 – спортивные сооружения; 4 – физические упражнения; 5 – оздоровительные силы природы; 6 – методы воздействия на организм занимающихся.

2. Физические упражнения – это:

а) - двигательные действия, направленные на формирование здорового образа жизни человека;

б) основные средства физического совершенствования человека, при помощи которых осуществляется направленное формирование отдельных частей его тела;

в) совокупность двигательных действий, применяемых для физического и двигательного развития человека, а также для решения образовательных и воспитательных задач;

г) двигательные действия, направленные на формирование телосложения и развитие психических способностей;

д) специфическое средство, направленное на функциональную и психологическую перестройку организма человека.

3. Основными факторами, определяющими воздействие физических упражнений на организм занимающихся, являются:

1 – индивидуальные особенности занимающихся; 2 – уровень развития антропометрических показателей занимающихся; 3 - особенности (характер) самих упражнений; 4 – профессиональное мастерство проводящего занятие; 5 – форма и структура физического упражнения; 6 – внешние условия выполнения упражнений.

4. Укажите, что представляет собой понятие «техника физического упражнения»:

а) - выразительные и эстетические способы выполнения движений;

б) - наиболее эффективный и рациональный способ выполнения двигательного действия;

в) - видимая форма выполнения движения, которая характеризуется определёнными параметрами;

г) - наиболее удобный вариант выполнения двигательного действия конкретным человеком;

д) - индивидуальный способ выполнения упражнения занимающимися.

5. Основа техники физического упражнения это:

1 – совокупность отдельных движений, определяющих целостность двигательного действия;

2 – относительно постоянные и эффективные движения, влияющие на результативность двигательного действия;

3 – согласованные в определённой последовательности движения, влияющие на результат;

4 – совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений;

5 – упорядоченная определённым образом структура двигательного действия.

6. Пространственная характеристика техники физического упражнения выражается:

1 – длительностью и темпом движения;

2 – скоростью движения, ускорением или замедлением, т. е. тем, что определяет характер перемещения тела и его частей в пространстве;

3 – положением тела и траекторией его движения;

4 - взаимодействием внешних и внутренних сил в процессе движения;

5 – соразмерностью во времени сильных акцентированных движений.

7. Пространственно-временная характеристика техники физического упражнения выражается:

1 – отношением длины пути, пройденного телом или какой-то его частью, к затраченному на этот путь времени;

2 – соотношением длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного движения в пространстве;

3 – скоростью движения, его ускорением или замедлением, т. е. тем, что определяет характер перемещения тела и его частей в пространстве;

4 - положением тела и траекторией его движения в течение определённого времени;

5 – своеобразием внешних форм движений, определяющих направление и длительность их выполнения.

8. Временная характеристика техники физического упражнения выражается:

1 – взаимодействием внешних и внутренних сил, участвующих в движении, в течение определённого времени;

2 - длительностью и темпом движения;

3 – максимальной частотой движения за единицу времени;

4 – эффективностью выполнения двигательных действий за минимально короткие сроки;

5 – целесообразным проявлением необходимой скорости при достаточно длительном сохранении работоспособности.

9. Силовая характеристика техники физического упражнения выражается:

1 - эффективностью выполнения двигательных действий при взаимодействии с внешними силами;

2 – изменением направления движения тела или его частей под воздействием внешних условий;

3 – мерой физического воздействия движущейся части тела или всего тела на соответствующие объекты или предметы;

4 - силой противодействия, определяющих направление и длительность выполнения движений;

5 - взаимодействием внешних и внутренних сил в процессе движения.

10. Ритм как комплексная характеристика техники физического упражнения отражает:

1 – закономерный порядок изменения меры усилий в процессе выполнения двигательного действия;

2 - определённое соотношение между отдельными частями, периодами, фазами и элементами какого-либо физического упражнения по усилиям во времени и пространстве;

3 - взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движения;

4 – частоту движений в единицу времени, связанных с активными мышечными усилиями;

5 – точность и соответствующая последовательность двигательных действий, влияющих на их результативность.

11. К неспецифическим (вспомогательным) средствам физической культуры относятся:

а) – спортивные снаряды и сооружения;

б) – естественные силы природы;

в) – внешние и внутренние условия выполнения физических упражнений;

г) – гигиенические факторы;

д) – педагогические методы, используемые при проведении занятий по ФК;

е) способы выполнения физических упражнений.

Практические задания:

1. Раскройте основные, наиболее распространённые классификации физических упражнений:

1____________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________5____________________________________________________________________________6____________________________________________________________________________7____________________________________________________________________________

2. Охарактеризуйте содержание и форму физического упражнения:

Содержание ФУ - это___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Форма ФУ - это________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Опишите модель техники двигательного действия.

Задание представляет собой письменное описание модели техники двигательного действия из вида спорта, в котором Вы специализируетесь, или это может быть упражнение из школьной программы по физическому воспитанию, например – бег на дистанцию 60м. Для этого необходимо определить основу техники, выделить ведущее звено, детали техники и изложить количественные и качественные характеристики техники двигательного действия по описанной ниже схеме.

Пример описания модели техники упражнения «Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги».

Основа техники: разбег и подготовка к отталкиванию – отталкивание – полёт – приземление.

Ведущее звено: отталкивание.

Деталь техники: сила отталкивания зависит от скорости выпрямления опорной (толчковой) ноги.

Количественные и качественные характеристики.

Разбег и подготовка к отталкиванию. На точке разбега туловище спортсмена наклонено вперёд; при этом одна нога впереди, другая сзади, слегка согнуты; руки полусогнуты, не напряжены. Разбег производится на расстояние 12-14 шагов с ускорением, при этом максимальная горизонтальная скорость достигается на последних 4-6 шагах до постановки толчковой ноги на планку отталкивания. После разбега опорная нога ставится на место отталкивания быстро и энергично, не заступая планки. При этом она должна быть почти выпрямлена и располагаться по отношению к планке отталкивания под углом, примерно, 70°, затем ставится на пятку с энергичным перекатом на всю стопу, туловище слегка отклонено назад на 2-3°, маховая нога, согнутая в коленном суставе, находится сзади и начинает движение коленом вперёд вверх. После постановки на место отталкивания опорная нога сгибается в коленном суставе до 130-135°, а в тазобедренном – до 150°.

Отталкивание. Отталкивание выполняется очень быстро и энергично. Оно происходит путём выпрямления опорной ноги с максимальным усилием в следующей последовательности: разгибается тазобедренный сустав, затем коленный и голеностопный. В это время одна рука, согнутая в локте, выносится вперёд-вверх, другая отведена назад, туловище вертикальное. Время отталкивания – 0,1- 0,15с. При этом нога ставится на брусок быстрым загребающим движением сверху-вниз–назад по отношению к туловищу, ближе к проекции общего центра тяжести тела(ОЦТ), касанием пятки с быстрым перекатом на носок. По отношению к грунту нога ставится всегда вниз – вперед под углом 65-700.

Полёт. Осуществляется в две фазы. В первой фазе выносится маховая нога вперёд, затем к ней подтягивается толчковая и обе ноги приближаются к груди. Во второй фазе - прогнуться в районе поясницы, выпрямляя колени и сменяя положение рук, затем резко согнуться, подав ноги и руки вперёд, стопы вытягиваются вперёд. Примерно за 0,5 м до приземления, ноги почти полностью выпрямляются, руки подаются вниз – назад. Угол вылета в момент отталкивания от планки - 20-26°.

Приземление. Сгибая ноги в тазобедренном и коленном суставах, при нарастающем напряжении мышц, приземлиться в прыжковую яму. Мышцы разгибатели, растягиваясь, совершают уступающую работу, замедляя движение после соприкосновения с грунтом. Замедление движения происходит также за счёт упора стопами и деформации места приземления. Применяются два варианта приземления: сидя и в группировке.